Забавный парадокс: мы понимаем, что театр – это условность, но редко прощаем фальшь и ложь на театральных подмостках. И единственный обман в театре, который лично я не просто приемлю, а даже люблю – это как раз иллюзия происходящего. «В действительности всё не так, как на самом деле», и невыносимая лёгкость актёрско-режиссёрского бытия – когда смотришь и кажется, словно никакой игры и постановки нет, всё реально и просто. Словно всё по-настоящему.
«Топливо» в ЦиМе яркий тому пример. Давид Ян рассказал, Евгений Казачков написал, Семён Александровский поставил, а Максим Фомин сыграл. Всё. 80 минут вы будете слушать и смотреть историю Яна, разработчика электронных словарей ABBYY, «отца» российских флэшмобов, физика и нашего современника. Выглядит это так, будто попал на крупную (и крутую) бизнес-конференцию. И спикер на сцене говорит о своём пути к успеху. Так, да не так. Я была на многих конференциях, слушала-читала-проникалась (или не проникалась) идеями харизматичных и успешных лидеров, но поверьте, таких поводов и стимулов к размышлению, таких глобальных вопросов перед собой, как после «Топлива», я никогда не ставила.
Потому что это – театр. Тот, который меняет и заставляет думать серьёзнее и глубже тренинга или сессии у хорошего коуча. И весь скепсис улетучивается с первых минут. Зато появляется (тоже практически сразу) ощущение причастности к новому театральному языку, к чему-то значимому и важному, происходящему сейчас на сцене. С тобой говорят о главном, как повелось с шекспировских времён. Говорят иначе, но также точно попадают в цель.
На пустую сцену с экраном выходит Максим Фомин (петербургский актёр и, между прочим, обладатель звания Лучший молодой актёр Санкт-Петербурга в 2015 году) и не останавливается ни на минуту. Он просто говорит. Без костюмов, декораций, помощников. Не сбивается ни разу. Удерживает внимание зала. Он настолько органичен в образе Давида Яна, и при этом деликатно абстрагируется от него. То есть ты понимаешь – на сцене актёр и он играет. Но как!!! Ему веришь: сразу и безоговорочно.
Конечно, история Яна интересна сама по себе – хотел стать (и стал) физиком. А настоящие физики – «не думают о физике только когда спят». Но он решил физикой не ограничиваться. В конце 90-х Ян придумал, разработал, и главное – внедрил идею электронных словарей. Он ещё много чего придумал и продолжает придумывать. Ему интересно жить и интересно её, эту самую жизнь, менять.
«Нет ничего невозможного» – как бы говорит тебе со сцены актёр Фомин.
Я всегда, с пяти лет хотел оставить что-то после себя. Я хотел открыть свою частицу.
Давид Ян.
Почему после успеха наступает апатия? Почему одним важнее процесс, а другим результат? Почему важно иногда остановиться и посмотреть по сторонам и обнять близких, а иногда - наоборот, резко и стремительно все изменить? И опять – что останется после тебя?
Каков накал страстей и острота вопросов? И лишь напомню, что из всех «подручных» средств у драматурга-режиссёра-актера разве что экран. На котором иногда возникают слова, обозначающие очередной жизненный этап нашего героя. Или кадры флэшмобов, которые когда-то, в начале «нулевых» Ян устраивал в Москве. Или еще один Максим Фомин, иронично наблюдающий за своим двойником на сцене.
И обходясь этим минимумом, авторы «Топлива» сумели по максимуму задеть «театральные рецепторы» публики. Мгновение быстротечно. Ничего нельзя повторить. Никогда нельзя останавливаться. И неважно, что и как ты делаешь в своей профессии, деле и жизни – главное, чтобы тебе от этого было хорошо. И что ты сможешь оставить после себя другим.
Возьму на себя смелость сказать, что «Топливо» нужно всем. В буквальном смысле: как искра для мозгов, для дальнейшего движения вперёд или паузы в своём «забеге на длинную дистанцию и просеиванию золотого песка» (отличная метафора из спектакля). Очень глубокая и мощная история, рассказанная в жанре verbatim, и здорово, что её можно увидеть не только в Москве, но и в Питере.
Место: ЦиМ
Продолжительность: 1 час 15 минут
Режиссер – Семен Александровский
Драматург – Евгений Казачков
Исполняет – Максим Фомин