Жутко. Громко. Больно. Красиво. После спектакля душа наизнанку, внутри чёрная тоска. Хочется выпить водки или завыть. Постановка в духе зомби-апокалипсиса об Осипе Мандельштаме и непростом времени, в которое он жил. Из сцены выдирают шершавые доски, вместе с этим душу зрителя достают из пыльного заколоченного ящика.
Это один из самых страшных и пугающих спектаклей на столичной сцене. Пластическая биография великого поэта. Жуткое ощущение от суровой исторической действительности эпохи соседствует с невероятной красотой поэтического слова и хореографического действия. Осип Мандельштам был арестован из-за анонимного доноса в 1934 году. Поэтический балет в духе фантастических сценариев для фильмов о катастрофе цивилизации. Не той, которая выдумана писателями-фантастами, а той, которая произошла с нашей страной в 20 веке.
Страшные времена ушли, но воспоминания о них остались в культурной памяти. Очень важно, что Гоголь-центр напоминает молодому зрителю о том веке-Волкодаве. На сцене с первых минут мрак и ужас. То ли черти, то ли бесы, то ли ожившие мертвецы стучат топорами, разбивают дерево в щепки, сгорбленные и обезличенные беснуются на брошенной земле. Перед спектаклем сценарист и драматург Гоголь-центра Валерий Печейкин рассказывает о биографии и творчестве Мандельштама, нелегком жизненном пути. Кроме того, напоминает театральной аудитории, что творчество поэта получает новое звучание в наши дни. Например, песня «Сохрани мою речь навсегда» Ивана Алексеева (Noize MC), написанная для одноименного фильма о Мандельштаме. Рэпер Face (Иван Дрёмин) обращается к поэзии Мандельштама «Мы все еще живем, под собою не чуя страны». Векя ушел, но поэзия той эпохи бессмертна.
В спектакле нет привычного текста и строго прописанных ролей, звучат лишь пронзительные стихотворения. Поэзия слова плотно переплетается с поэзией тела. Физический театр соседствует с литературными образами и смыслами. Особенно хочется отметить великолепный актерский состав. В основу постановки легла бесконечная верность жены Осипа Мандельштама, которую бесподобно исполняет Чулпан Хаматова. Филипп Авдеев и сцена с мыльными пузырями – настоящий шедевр, до мурашек пробирает.
Спектакль полон метафор, аллюзий, игры слов и смыслов. Даже тем, кто плохо знаком с биографией Мандельштама, будет понятен образ сурового советского времени. Ссылки, репрессии, тюрьмы, доносы и расстрелы. На полупустой сцене пермская ночь и силуэты столбов. Периодически проглядывает северное сияние. Этот образ как острие ножа светится из глубины сцены. Великая страна, великая природа, миллионы сломанных и сосланных в лагеря человеческих судеб. Не за дело, а за слово.
«Мандельштам. Век-волкодав» – пластическая иллюстрация или хореографическая читка. Это второй спектакль из цикла «Звезда», посвященному судьбам и творчеству пяти поэтов: Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Михаила Кузмина. Этот луч звезды Гоголь-центра самый мрачный. Спектакль оставляет сильные впечатления, после него не хочется смеяться, и непросто потом вернуться в ритм обычного московского вечера. Если вы ищите лёгких ощущений в театре, то этот спектакль вам не подойдёт. Если вы хотите размышлять, сочувствовать, гореть душой и сердцем отзываться на незаживающие раны в истории нашей страны, то этот спектакль для вас.
Автор : Осип Мандельштам
Режиссер : Антон Адасинский
Композиторы: Вячеслав Гайворонский, Антон Адасинский, Роман Дубинников
Художник по свету: Игорь Фомин
Художник: Галя Солодовникова
Видеохудожники: Алан Мандельштам, Михаил Мясников, Сергей Корнеев
В ролях:
Чулпан Хаматова, Филипп Авдеев, Евгений Харитонов, Евгений Сангаджиев, Иван Фоминов, Никита Еленев, Никита Кукушкин, Игорь Бычков, Артем Шевченко, Георгий Кудренко, Илья Ромашко
Продолжительность 1,5 часа, без антракта
Место: Гоголь-центр