В этом топе обязательно будут спойлеры, поэтому если вы еще проходите эти игры то отложите прочтение.
Clair Obscure: Expedition 33
Отличная JRPG-образная игра, с неожиданным твистом перед эпилогом. Что ж, мир Люмьера оказался иллюзией, картиной, придуманной Художницей. И игрока ставит в тупик тяжелый выбор: стереть картину, встав на сторону Версо который уже настрадался, и хочет свободы в вечном забвении и смерти, но это обязательно убьет всех персонажей придуманных матерью, либо занять сторону Маэль, которая займет место художницы и перерисует условия картины так, что ее семья будет вновь вместе, пусть в вечной иллюзии?
Трагичность как и невыносимость концовки в том, что здесь нет однозначно хорошего, или правильного решения. Каждое из них - разрушительное по своей сути. С одной стороны, в праве ли Версо эгоистично вершить судьбу пусть «нарисованных», но реально ощущающих себя живыми и настоящими персонажами картины? Будь то Гюстав или Сиэль, они проживали вполне реальную жизнь, чувствовали себя кем-то и ощущали каждое мгновение и каждый вздох.
С другой стороны, в праве ли Маэль распоряжаться волей Версо, подчинив его частичку души не менее эгоистичному желанию воссоединить семью в вечной иллюзии? При этом она дает право на жизнь всем выдуманным персонажам.
Dead Space 3
Получается, все старания Айзека и Карвера оказались… абсолютно никчемными! Ради чего в контексте видеоигры геймер преодолевал орды некроморфов, победил целую луну, да и вообще проходил всю трилогию, если совершенно все свелось к тому, что… человечество погибло и вероятно наша парочка тоже на корабле в клиффхэнгере перед титрами DLС? Все старания игроков стерты в порошок, а отсутствие продолжения лишь навевает тоску: никаких тебе роялей в кустах или дэус экс машина, где оказалось бы что финальная сцена была сном собаки, и на самом деле Айзек и Карвер еще могут успеть спасти мир.
Mass Effect 3
Это почти легендарный, хрестоматийный пример бесячей, ненавистной концовки. С ней настолько все плохо, что она опять же перечеркивает все усилия игрока. Если говорить упрощенно и не повторять многочисленные разборы почему концовка великой трилогии настолько неказиста и плоха, проблема в том что все усилия и выборы игрока сводятся к счетчику цифр боеготовности. Если он оказался низок к концу игры, вас ждет плохая концовка. То есть не ваши выборы влияли, а счетчик боеготовности!
А при высоком показателе… теперь игроку предлагался выбор между плохим финалом, нормальным и «истинным». Причём во всех трёх мелькают почти одни и те же кадры, различающиеся только цветом. Сага, длившаяся шесть с половиной лет, закончилась примитивным светофором. Студия решила исправить кое-как ситуацию выходом DLC, но что оно изменило? По факту ничего, нам лишь показали чем занимались некоторые персонажи после войны, но какого либо итога, четко проведенной жирной линии нет. Степень нелепости запредельна. А, ну и не забываем легендарный вздох Шепарда в обломках…
Assassin’s Creed III
Принесем в жертву Дезмонда во имя вечного конвейера Ассассинов! Да будет так.
Ради чего вообще следовало убивать персонажа? Заканчивать его путь самопожертвованием во имя остановки конца света? Сюжетное обоснование в третьей номерной игре конечно есть, но нам от этого не легче. Ничто в предыдущих играх не подводило к такому итогу, ничто не обязывало сценаристов вообще делать такой сюжетный поворот в третьей игре. Дезмонд был слишком родным для геймеров того времени, его историю можно было бы завершить иначе, а не помещать в “виртуальное” пространство Ису, где Дез стал чтецом, на пару кстати с Лейлой Хассан, которую также бездарно убрали из сюжета, чтобы обосновать еще больший ассассинский конвейер. Это обнуляет все заслуги героя.
Far Cry 5
Скажи, дорогой игрок, прошедший пятую часть «Далекого Крика». Зачем ты освобождал округ Хоуп, зачем ты выполнял десятки второстепенных заданий, спасал заложников и жертв, вытаскивал приятелей из плена, отбивал территории у культистов, сроднился с кучей персонажей, если все твои старания в ядерном пепле буквально стирает концовка игры?
Неважно что ты сделал, скольким ты помог, финала у тебя по сути два: отпусти Сида в конце, но при попытке уехать из округа из-за нечаянного включения радио главный герой «зомбируется» и очевидно убивает всех друзей, или арестуй его, но во время ареста произойдет ядерный взрыв. Иронично, но взрыв бомбы произойдет в любом случае, это логично в контексте концовки и по сюжету продолжения Far Cry New Dawn. Но этот финал вызывает ярость: зачем вообще я старался?