«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) не просто продолжает классический рассказ Ридли Скотта 1982 года; он меняет сам смысл первого фильма.
«Бегущий по лезвию 2049» заслуживает того, чтобы сидеть рядом с такими достойными продолжениями, как «Крестный отец 2» и «Звездные войны: Империя наносит ответный удар». И, подобно тому, как «Крестный отец» раскрывает историю происхождение Вито Корлеоне или «Звездные войны» раскрывают шокирующую правду о прошлом Люка Скайуокера, произведение Дени Вильнёва меняет то, как мы будем смотреть оригинал.
Да, мы узнаем, что случилось с Декардом и Рэйчеллом после закрытия дверей лифта, но главная тайна – репликант ли Декард? – остается. Однако «2049» изменяет кое-что большее. Он изменяет или, скорее, перестраивает, взгляд на первый фильм.
О ЧЕМ БЫЛ ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ?
Прежде чем смотреть на то, что изменилось в 2049 году, мы должны сначала поговорить о том, о чем был оригинал. И это непростая задача.
По своей сути, «Бегущий по лезвию» рассказывает про идентичность и место в мире. Декард воплощает это через чувства к Рэйчел и этику убийства репликантов; весь фильм он пытается смотреть на нее как машину и расправиться с бандой Роя Бэтти не показывая эмоций. Его терзания приводят нас к безответному вопросу о том, действительно ли он является репликантом.
Но, конечно, тут есть кое-что больше. Фильм – хитроумный комментарий о бедах технологической зависимости – как у самих репликантов, так и от приглушенной дистопии, в которой люди живут. Наряду с этим мы видим призрак крупного бизнеса; Лос-Анджелес будущего оштукатурен рекламными объявлениями крупных корпораций. Независимо от того, насколько альтруистичен его тезка, Тирелл – наше корпоративное будущее, персонифицированное.
О ЧЕМ ВТОРОЙ ФИЛЬМ?
«Бегущий по лезвию 2049» затрагивает множество элементов оригинала и углубляет их. Мы видим мечты Уоллеса о видовом правиле. Это более разрушительное дистопическое видение, которое едва сохранилось благодаря тому пути, который он начал давно.
Но, когда вы копнете глубже, второй фильм переключает фокус и направляет эти элементы в другое русло. В основе ленты лежит любовь.
Путешествие Kей зависит от его отношений с Джо. Большая часть первого акта расходуется на их отношения – он дарит ей свободу, она дает ему шанс быть с ней физически – мы видим, что отношения между двумя искусственными конструкциями могут быть настолько нежными и эмоциональными.
Она сделана для того, чтобы обслуживать его – так же, как он создан для обслуживания полиции Лос-Анджелеса (LAPD), – но она, похоже, действует автономно, против самосохранения, охотно жертвуя собой и последние минуты жизни признается в любови. Через Джо фильм исследует то, что означает существование, и именно поэтому К находит веру и намерение стать героем.
Кей спасает Декарда, чтобы воссоединить его с дочерью – еще один пример любви. Сюжет закрывает историю Декарда, однако он меняет то, как мы будем теперь смотреть на первую часть.
ЭТО ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Обычно при обсуждении «Бегущего по лезвию» затрагиваются фигуры Роя Бэтти и Рика Декарда. Однако во втором фильме почти нет упоминаний Бэтти, классическая тайна идентичности репликантов преуменьшается.
Вместо этого сиквел уделяет больше внимания смещению отношений между Декардом и Рэйчеллом. Их ребенок является движущей силой повествования — это то, что может разрушить стену между человеком и репликантом. Деккард скрывается, чтобы защитить ее.
Действительно, единственный раз, когда фильм поднимает вопрос о том, является ли Декарт репликантом, связан с чувствами к Рэйчел. Это, безусловно, то, что Уоллес считает важным, когда пытается поймать Декарда.
«Бегущий по лезвию 2049» с самого начала изменяет взгляд на «Бегущего по лезвию», чтобы превратить рассказ в истинную историю любви, используя нетрадиционные отношения Кей к Джо в качестве основы, а затем подкрепляет это линией Декарда. В финале Декард встречает свою дочь, что связывает два фильма в одну историю.
Стоит заметить, что у первой ленты было несколько вариантов монтажа. Вот, что сказал режиссер Дени Вильнев о конкретных различиях между двумя версиями оригинала (театральный и режиссерская версия):
Первый фильм [театральная версия] — это рассказ о человеке, любящего человека, искусственного существа. История второго фильма [режиссерская версия или Final Cut] — история репликанта, который не знает, что он репликант, и который медленно раскрывает свою личность. Итак, это две разные истории.
В общем и целом, оба фильма посвящены любви и взаимоотношениям, но они по-разному подходят к этому вопросу.