Представьте, что попадаете в другое измерение. Не эпоху, не страну, а именно измерение. Потому что про случившееся в России, а затем в СССР в начале XX века, мы так или иначе знаем, говорим, постоянно возвращаемся. По-прежнему сложно поверить в настолько сконцентрированную гениальность и величину творческого прорыва, причём во всех областях. Но «Тело авангарда» заманит знакомыми фамилиями (Эйзенштейн, Мейерхольд), а в результате перевернёт, а где-то даже обнулит представления о театральном языке и сценических экспериментах той эпохи. Забудьте, что вы пришли сюда, уверенно жонглируя фамилиями Татлин, Родченко, Попова, что можете цитировать «Зангези» вперемешку со «Случаями» и «Облаком в штанах», здесь вообще будет не про привычный (хотя и непостижимый) авангард.
Режиссёр Дмитрий Филиппов (Мелкин) в интервью подробно рассказывает, в каком виде сейчас существует мейерхольдовская биомеханика, какие цели он ставил, взявшись за этот спектакль. Точнее, за явление на сцене примитивного биомеханического цирка. Что-то становится понятнее.
Хочется прийти снова на «Тело» теоретически подкованным. Но одновременно очень хочется вообще оказаться там с «чистым листом» в голове. Потому что в какой-то момент всё становится неважным.
6 актеров (перформеров? Танцовщиков? Цирковых артистов?) показывают другое тело. Другой способ обращения к нему и через него. Что-то угадывается как основа многих современных (ставших давно уже классическими) театральных и хореографических методов. Что-то случается впервые – настолько иное, отличное от виденного ранее (про другое измерение я уже упоминала).
С тобой, вроде бы, ничего не происходит, но выходишь из зала совсем другим. Не удержусь и процитирую слова девушки, сидевшей рядом:
Cпектакль вернул меня из шума и хаоса, в котором я была до этого, в какую-то кристальную ясность. Что это такое за свойство, как это работает – мы ведь можем даже никогда и не узнать...
В «Теле» действительно восприятие работает по другим законам. Пропускаешь сквозь себя символы, звуки и пластические рисунки. Вспоминаешь про архитектуру конструктивизма – когда ничего лишнего и всё от человека и его потребностей (возможно, тех, о которых он ещё сам не догадывается). Следишь за движениями перформеров и видишь в них супрематистские линии и круги.
Но это же не картинная галерея, это – сцена! Эффект совершенно не театральный. А вот какой – нам бы, наверное, объяснили все те, кто стоял за этим. Увы, они или исчезли в сталинских лагерях, или «задвинули» (вместе со всей страной) тему авангарда и спора с классическими канонами и устоявшимися формами.
Не знаю, нужен ли всем этот спектакль. Я ловила его пару лет (он буквально один-два раза за сезон идёт в ЦИМе) – и очень рада, что это случилось. Пожалуй, он для тех, кто ищет что-то новое, необычное, не боится нестандартных решений. Для тех, кто при упоминании 20-30-х годов в контексте русской культуры буквально встаёт, как когда-то вся страна вставала под звуки гимна.
Режиссер Дмитрий ФИЛИППОВ (МЕЛКИН)
Постановка: студия LOW TECH
Сценография: Павел СЕМЧЕНКО
Художник по костюмам Алексей ЛОБАНОВ
Саунд-дизайн / композитор Дмитрий ПАВЛЮКОВ
Видеохудожник Кирилл ПЛЕШКЕВИЧ
Художник по свету Олег ТОЛКУНОВ
Движение/хореография: Анастасия СМИРНИЦКАЯ
Консультант по биомеханике Алексей ЛЕВИНСКИЙ
Продюсер Анна КУЧЕРОВА
Свет: Арсен САФАРОВ
Видео: Дмитрий СОБОЛЕВ
Звук: Сергей ВОЛКОВ
Исполняют: Дарья ДЕМИДОВА, Лина ЛАНГНЕР, Александра ПОЛЬДИ, Дмитрий МЯГКИЙ, Павел ЧАМОВ, Егор ЧУРАКОВ