Действие происходит в одном тоталитарном государстве, где самым важным является умение слагать стихи. «Сван» – это стильная постановка о России в исполнении Мастерской Дмитрия Брусникина. Правда, здесь страна завуалировано и очень поэтично называется Лебедянией.
На сцене кабинет федеральной миграционной службы, там идёт экзамен по стихосложению. Кто хочет жить и работать в этой стране? Конечно, многочисленные мигранты. В них зритель легко узнает граждан из бывших советских республик. Чтобы косить траву, красить заборы, строить дома и убирать мусор им необходимо сдать экзамен по стихосложению. А надменные чиновницы с заветной печатью решат, достойны ли эти люди жить в великой стране поэтов.
Актёры Мастерской Брусникина идеально вписались это антутопическое пространство, полное поэзии, иронии и сарказма. Здесь стильные костюмы сотрудниц федеральной службы рядом с оранжевыми спецовками мигрантов, герб Лебедянии, немного напоминающий неоновую рекламную вывеску, и строительный фасадный лифт с диджеем.
Режиссер спектакля – Юрий Квятковский, один из основателей независимой творческой группы Le Cirque de Sharles La Tannes и создатель известной хип-хоперы «Копы в огне». Квятковский не изменяет своему стилю. Яркие краски, смелый юмор, харизматичные актеры и все это под стильные музыкальные биты. Квятковский очень точно и четко переносит стилистику пьесы «Сван» Андрея Родионова и Екатерины Троепольской в пространство сцены. Строгую стилистику государства чиновников с его ограждениями, запретами и вечной стройкой дополняет очень мощное музыкальное оформление. Своеобразный уличный хип-хоп, исполненный на строительных арматурах. Почти как у Маяковского:
А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
Спектакль очень ярко передаёт современные российские реалии, при этом со сцены открыто про Россию не говорят. Зритель лишь догадывается и в каждой новой сцене и новой рифме узнает что-то до боли родное. Здесь и всеобщее российское хамство, и страстная любовь к чаепитиям в рабочее время, и русские берёзы, и «Пушкин - наше все» и даже образ дороги. И, конечно, подчёркнутое пренебрежительное отношение к «понаехавшим».
Тонкий юмор, масса аллюзий и аллегорий, крутая хореография, стильные костюмы, отличная музыка, сумасшедший драйв от игры актёров и очень много едких уколов порокам нашего общества.
Этот спектакль один из прекрасных примеров того, каким должен быть театр в наше время. Театр на стыке поколений, на стыке новых технологий и на стыке новых смыслов. Танцы под баян, мэппинг с русскими березами и славянскими солярными символами под современные музыкальные биты, узбекские ковры, запуганные гастарбайтеры, сильные женщины с косами и желанием полюбить, судьба поэтов и тонкий культурный троллинг на тему эфиопских корней Пушкина. И все многообразие богатой русской культуры с ее гостеприимством и всепрощением. Отличный лёгкий спектакль, на который хочется вернуться. Поэма о стране поэтов, где на вопрос «кому на Руси жить хорошо?» ответ все ещё так и не нашёлся.
Пьеса Андрея Родионова и Екатерины Троепольской
Режиссер: Юрий Квятковский
Художник: Полина Бахтина
Композитор: Сергей Касич
Хореограф: Ирина Галушкина
Звукорежиссер: Евгений Зиборев
Художник По Свету: Сергей Васильев
Исполняют: Игорь Титов, Василий Буткевич, Михаил Плутахин, Гладстон Махиб, Петр Скворцов, Василий Михайлов, Марина Васильева, Анастасия Великородная, Мария Крылова
Перкуссия: Виктор Глазунов
Место: ЦИМ
Продолжительность: 1 Час 10 Минут