Вряд ли на эту «Обыкновенную историю» стоит вести школьников с благой целью знакомства с классикой. Не потому что спектакль им не понравится (скорее, наоборот), а потому что к классическому тексту Гончарова он имеет весьма отдаленное отношение.
Кирилл Серебренников не только перенёс действие романа из XIX века в наше время, но и сам текст переписал и изменил. Нет, герои все те же. Саша Адуев, восторженный двадцатилетний «вьюноша» из провинции всё также собирается покорять столицу. Разумеется, с гитарой и мечтой изменить этот мир, который прогнется, а город будет «под подошвой».
Но столица, как водится, слезам не верит и блеск в глазах если и сохраняет, то только благодаря кокаину. Не изменишься – не выживешь. Филиппу Авдееву эта трансформация удаётся (хотя, а что ему не удается?), с азартом наблюдаешь, как из наивного мальчика он превращается в беспринципного хлыща-чиновника со стеклянным взглядом.
Весь столичный цинизм материализуется (опять же по тексту классика) в лице дяди - Петра Адуева. Он успешен, беспринципен и точен в своих определениях и прогнозах. Он «отвечает за свет» буквально – продает неоновую рекламу. И может, конечно, Алексей Агранович не самый главный актёр нынешнего времени, но харизмы его хватает на весь спектакль (и зал), очень уж он органичен и убедителен в роли «учителя жизни». Дядя разбивает Сашину гитару, смеётся над его влюбленностью (сначала в Соню, потом в Надю), предсказывает всё, что случится с юношескими идеалами, друзьями, женщинами. Себя только до конца не может предсказать в этой матрице – и его горе, его настоящие слёзы по умершей жене в финале ещё сильнее оттеняют все метаморфозы, произошедшие с племянником. Получилось, что весь спектакль мы невольно (и может, вопреки первоисточнику) симпатизируем не инфантильному и безответственному Сашеньке, а именно дяде, Петру Ивановичу.
Отдельно хочется сказать про Маму, ее играет народная артистка Светлана Брагарник, одна из немногих оставшихся в труппе ГЦ после прихода туда Серебренникова в 2013 году. Все ее монологи и наставления сыну, сборы сумок и письмо дядюшке – она нелепая, занудная, узнаваемая, трогательная. Может поэтому так пронзительно звучит ее «сынок, как же ты мне позвонишь, если я уже умерла?».
Не знаю, уместно ли, говоря о театральной постановке, использовать определение «стильный», но уж очень хочется. Костюмы («50 оттенков чёрного», не иначе), свет, лаконичные декорации (огромные неоновые буквы-трансформеры – то, что врезается в память с первого взгляда). И знак «М» как символ не только метро, но и столичных скоростей. И миражей.
Смотришь и понимаешь, что лучше и безнадежнее истории про нашу обыкновенную жизнь тебе давно не рассказывали. Как заметил кто-то из зрителей в антракте:
В десятиминутной сцене с кладбищенскими цветами уместилось всё, что можно сказать о жизни в российской провинции в 2018 году.
Сквозь иронию, гротеск, плохенькие песни Сашиного сочинения и мрачные речитативы женского трио в глубине сцены, Серебренников (оглядываясь на Гончарова), задаёт вечные вопросы. Это город меняет восторженных на циничных? Или возраст? Время? Обстоятельства? И кто из них этих двоих Адуевых прав, кто честнее, кто выживет?
Осторожным неофитам не стоит бояться «вольного обращения с классикой» – оно здесь очень бережное и эстетически выверенное до миллиметра. Поклонники Гоголь-центра и Кирилла Серебренникова тоже вряд ли уйдут разочарованными, в «Обыкновенной истории» есть всё, за что любят спектакли К.С. Саша Адуев – он про каждого из нас, нравится нам это или нет.
Автор : Иван Гончаров
Режиссер : Кирилл Серебренников
Художник по свету : Игорь Капустин
Ассистент художника по костюмам : Максим Назаров
Видеохудожник : Илья Шагалов
Звукорежиссер: Антон Фешин, Станислав Перевезенцев
В ролях:
Саша Адуев: Филипп Авдеев
Петр Иванович Адуев: Алексей Агранович
Мама Саши / Марья Михайловна Любецкая: Светлана Брагарник
Юлия Тафаева: Ольга Науменко
Лиза: Екатерина Стеблина Светлана Мамрешева
Соня: Мария Селезнева
Надя Любецкая: Яна Иртеньева Александра Ревенко
Виктор / Князь : Иван Фоминов
Василий / Граф / Человек в костюме : Евгений Харитонов
Музыкант / Доктор / Человек в костюме : Андрей Поляков
Место: Гоголь-центр
Продолжительность: 2 часа 40 мин