Что вы чувствуете, когда задумываетесь о старости? Радость, страх или желание поскорее переменить тему? Кто все эти старики, которыми мы так боимся оказаться в один прекрасный момент? И что в той старости происходит со временем и памятью? Они ведь точно трансформируются — и живут по совершенно другим законам. Чем дальше, тем больше понимаешь, что старость — это не про долгожданное обретение мудрости, не про усталость и отсутствие суеты. Это снова про жизнь, пусть другую, отличную от жизни внуков, но точно не про смерть. И, возможно, ещё немного про то, что там, далеко, становится чуть понятнее — где было главное.
Виктор Рыжаков и его вчерашние студенты («Июльансамбль») решили со старостью не заигрывать, а попытаться поговорить с ней на равных.
Нам хотелось препарировать «старость», как категорию не только времени и тела, но и души. Разобраться какие ценности остаются навсегда в человеке, а какие исчезают.
Если вы уже видели «Современный концерт» и думаете, что с «Несовременным» они братья-близнецы, то спешу разочаровать (или обрадовать). Общее у этих двух спектаклей только фамилии режиссёра и актеров в титрах. Ну разумеется, раз есть «Июльансамбль», значит, будет буквально всё, потому что эти ребята всё умеют – петь, танцевать, играть на нескольких инструментах, а главное, они всегда очень органичны на сцене, в любом спектакле.
«Несовременный концерт» – это такой микс из упражнений-наблюдений, этюдов, мизансцен из старых фильмов, перемежающихся с песнями и музыкой из совершенно разных эпох. Тут песню летчиков из «Небесного тихохода» сменяет БГ, «Битлз» уживаются с русскими народными напевами, а в финале все на сцене отрываются под рок-н-ролл, который вопреки предсказаниям вполне себе жив.
Но в целом, музыка здесь всего лишь фон, маркер. Главное — это как раз истории, собранные в качестве задания по актерскому мастерству ещё на первых курсах. Студентам нужно было найти тех, кому за 80, «подслушать» их разговоры и перенести на сцену. И вот полтора часа мы смотрим и слушаем, как двадцатилетние превращаются в восьмидесятилетних — и старость в какой-то момент перестаёт быть такой пугающе-непонятной. Монологи, которые вроде бы про прошлое — где жили, кого любили, как воевали и работали, вдруг оказываются про Настоящее и действительно, главное.
Мне мешало то, что актеры изображают стариков буквально, уж слишком театрально это смотрелось (впрочем, я и обратное не люблю, когда взрослые начинают умиляться малышам с этими вот «уй ти мой холёсенький»). Если бы они «проживали» свои истории в своих собственных голосах и движениях, вряд ли бы это испортило впечатление и степень достоверности. Потому что истории — честные, подлинные, и люди за ними тоже настоящие. Разные, трогательные, узнаваемые…
Слуховой аппарат забыл, стаканы не взял — ни выпить, ни поговорить!
И зрители, которые только что почти в унисон смахивали слезу, уже смеются.
Порой не хватало ощущения, что спектакль единый и целостный, он периодически распадается на отдельные фрагменты и детали. Verbatim отдельно, музыка отдельно. Возможно, это изначальная задумка режиссёра и не все в этом мире должно нести на себе печать концептуальности.
На этот спектакль можно идти в компании людей абсолютно всех возрастов. Можно идти не только (и не столько) за порцией новых театральных ощущений с ностальгическим оттенком, а скорее за попыткой разобраться в происходящем «здесь и сейчас». А можно просто идти на «Июльансамбль», потому что такая концентрация драйва, таланта, красоты, актерского куража редко кого оставляет равнодушным. И хочется сказать спасибо всей команде за нетривиальный способ напомнить каждому про своих бабушек, дедушек, родителей. И про то, что старость — это не так уж и страшно.
Режиссёр: Виктор Рыжаков
Концерт готовили: Илья Бочарников, Алексей Варущенко, Владимир Гусев, Саша Денисова, Марина Дровосекова, Сергей Земцов, Светлана Иванова-Сергеева, Казимир Лиске, Ренат Мамин, Ольга Никитина, Татьяна Пыхонина, Андрей Стадников, Ольга Топунова
Готовили и исполняют: Степан Азарян, Роман Васильев, Артём Дубра, Алексей Ермошкин, Алексей Каманин, Вера Колесникова, Сергей Новосад, Ирина Обручкова, Рональд Пелин, Алевтина Тукан, Варвара Феофанова, Сергей Шадрин, Варвара Шмыкова, Никита Юськов
Место: ЦИМ
Продолжительность: 1 час 45 мин