Стильный, утончённый, изысканный спектакль о поэте Михаиле Кузмине. На сцене – звезда из льда, герои спектакля словно скользят по этим хрустальным граням. «Форель разбивает лёд». Произнесите это вслух, и вы услышите чёткий и сильный ритм, напоминающий хруст тонкого льда под ногами. Хрустит, звенит, сияет. Это постановка, в которой красиво рассказали о том, каково это – быть не таким как все. Гений слов и метафор в литературе, в обычной жизни – гомосексуалист.
На сцене два Кузмина: молодой (эта роль досталась Одину Байрону) и старый (его роль исполняет Илья Ромашко). Ветхий старик Кузмин читает свои стихи: тяжело и мучительно. Жуть, тоска и жалость к его старости наполняет большой зал Гоголь-центра. Когда старый поэт затихает, начинает петь Байрон – молодой Кузмин. Пение жизни, пение молодости и весны. Пение Одина Байрона – удивительный звук! Кристальный, яркий и чистый!
Всё, что происходит на сцене, – это обрывки воспоминаний Михаила Кузмина. Его прошедшая молодость, его любовь к Юрию Юркуну. Только у Юрочки есть жена – утонченная Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Она – образ красивой, любящей, но глупой или по-детски наивной женщины. Её фигура даёт понять, что она не могла дать мужу того, что давали ему отношения с поэтом Кузминым – глубины и вечности.
Старик Кузмин все время словно напоминает зрителю об уходящей жизни. О неизбежном конце всего: молодости , здоровья, любви, и даже дружбы. Остаются лишь воспоминания. Вокруг него хлопочет экономика-служанка , она как механическая и бесчувственная кукла. То ли символ памяти, то ли символ злой неизбежности. И ещё один странный образ – человек, с длинным языком. Тоже слуга с того света. В постановке, как и в стихотворениях Кузмина много срытых смыслов, аллюзий и метафор.
12 стихотворений, 12 ударов форели об лёд. И все же он будет разбит. В спектакле Владислава Наставшева очень тонко показана непростая жизнь поэта, который живет по другим законам. Приятно, что такая остросоциальная тема не превращается здесь в шоу, комедию или цирк. Хотя некоторые элементы и цирковые приёмы в этом спектакле все же используются. Но они направлены не на иронию над гомосексуализмом, а на иронию над тем, что вокруг него.
Сейчас в российский прокат вышел фильм о Фредди Меркьюри «Богемская рапсодия». За первые выходные проката фильм уже побил рекорды по кассовым сборам. И, конечно, у фильма о лидере группы Queen и спектакля о русском поэте Серебряного века есть общие черты. Главный посыл здесь –превосходство таланта над сексуальными предпочтениями. Очень важно, что есть примеры, когда общество может наслаждаться творчеством, а не злорадно и брезгливо копаться в личной жизни великих людей.
Кузмин писал предисловие для первой книги Анны Ахматовой. Его знали многие. А потом забыли, забыли на долгое время. Не из-за того, что его стихотворения плохи, а из-за того, что любил не тех.
Очередной луч в театральном цикле «Звезда» – спектакль о поэте Михаиле Кузмине. Всего в рамках проекта 5 спектаклей о пяти поэтах Серебряного века. Про этот спектакль один известный телеканал даже не стал снимать репортаж. Якобы не слишком это и известный поэт был. А почему Кузмин остался за бортом нашей культурной памяти? А потому, что был не слишком традиционных взглядов на любовь.
Годы идут, а общество до сих пор не готово спокойно воспринимать таких людей. Наверное, поэтому этот спектакль незаслуженно не самый популярный в Гоголь-центре, а о Михаиле Кузмине по-прежнему слышала лишь очень рафинированная часть общества. Скорее исправляйте ситуацию! Спектакль умопомрачительный! Красивый до мурашек! И прекрасно в нем все: музыка, сценография, костюмы, движения актёров, голос Одина Байрона. Это просто космос. Эстетика завораживающая. Человек бьется с жизненными трудностями, как рыба об лёд. Но самые сильные лёд пробивают. Возможно, это и называется вечностью.
Режиссер : Владислав Наставшев
Композитор : Владислав Наставшев
В ролях: Один Байрон, Дмитрий Жук, Георгий Кудренко, Светлана Мамрешева, Андрей Поляков, Илья Ромашко, Мария Селезнева, Михаил Тройник
Место: Гоголь-центр
Продолжительность 1,5 часа
Фотограф: Ира Полярная