Несколько раз в году в ЦИМ случается сеанс коллективной медитации. А как иначе назвать это неспешное погружение зала в другую (не такую уж далекую, но уже явно не нашу) эпоху? Первые минут десять ты ещё гадаешь, что это? Спектакль? Концерт? Сторителлинг? А потом это уже становится совсем неважным. И не хочется избитых фраз про атмосферу, совершенно особенные свет и воздух, про послевкусие и мысли после... Это просто красивый, тонкий и глубокий музыкальный проект. Который «не отпускает» и к которому хочется возвращаться.
На сцене нет никаких декораций (разве что старые телевизоры, расставленные по периметру и периодически транслирующие какие-то обрывки кинохроники). Только музыканты «Мегаполиса» вместе со своим бессменным фронтменом.
Собственно, есть музыка, есть Олег Нестеров и его группа и есть неспешный рассказ из обрывков воспоминаний, клочков дневниковых записей и мыслей самого автора. Нестеров здесь отнюдь не отстранённый рассказчик, который просто фиксирует хронику событий или актёр, играющий «про 60-е», он, во-первых, придумал эту затею, выходящую за рамки любого сценического жанра. А во-вторых, сделал всё с такой любовью и нежностью к той эпохе и людям, что нельзя не проникнуться темой «оттепели», даже если вы никогда раньше ею не интересовались.
На протяжении двух часов Олег Нестеров говорит и играет, играет и говорит – о неснятых фильмах времён хрущевской оттепели и о тех, кто не смог их снять. Драматург Геннадий Шпаликов, режиссёры Владимир Мотыль, Китайский и Андрей Смирнов. Каждая из этих четырёх историй про эти несбывшиеся фильмы как привет из 60-х, с их надеждами (тоже несбывшимися), иллюзией свободы и ожиданиями прекрасного будущего. И люди, увы, тоже не все сбылись. Кто-то, как Китайский и Шпаликов решил уйти из жизни, кто-то спился. Кто-то боролся и снимал (как Мотыль) или не сдавался, но и не снимал (как Смирнов).
Когда задумываешься о людях с «геном творчества», рано или поздно возникает мысль о невостребованности. Как? Как они все с ней договариваются? Как в ней живут? Писатель и композитор ещё могут писать «в стол», а актёр или дирижёр? А если они еще очутились сначала в том кратком моменте нашей истории, когда казалось, что пришла свобода и всё изменится, а потом – раз, и двери стали захлопываться одна за другой, воздух сменяться застойной и тяжёлой духотой. Всё могло быть иначе, но не случилось. Как эти неснятые фильмы. Грустно. Обидно за них и за нас. Они не сняли, мы не увидели.
Кстати, Олег Нестеров столь же трепетно (и культурологически основательно при этом) относится не только к советской оттепели, но и к истории и культуре Германии довоенного периода (впрочем, для поклонников «Мегаполиса» это не новость). В 2008-м он придумал и издал «Юбку» – фантастическую историю о рок-н-ролле, появившемся (и снова - не случившемся) в Берлине в 30-х годах. Конечно, с диском немецких песен тех времён. И с атмосферой Берлина. И центральной фигурой Лени Рифеншталь. Именно после «Юбки» лично я впервые всерьёз заинтересовалась этой невероятной женщиной (вряд ли надо уточнять про грандиозность, масштаб, талант и неоднозначность ее личности).
Теперь, благодаря «Из жизни планет» также хочется искать, читать, смотреть про героев этого проекта. И вот тут отдельное спасибо за одноименный сайт, он не просто круто сделан, он снова словно возвращает вас в атмосферу происходящего на сцене. Там очень много фотографий, архивных документов, воспоминаний друзей и коллег и сценарии тех самых фильмов.
«Из жизни планет» - это не только подарок для поклонников творчества «Мегаполиса» и ценителей кинематографа 60-х. Это действительно искреннее и лиричное посвящение «оттепели», ее героям, родителям. Еще в самом начале Олег Нестеров говорит о воздухе, которого было так много в фильмах, книгах, людях той эпохи. И на сцене тоже получилось много воздуха. Да, здесь о грустном, но почему же тогда остаются такие светлые и тёплые ощущения? И музыка. Фильмов нет, а музыка к ним есть. Можете убедиться сами, только надо поймать эту редкую «звезду» в цимовской галактике.
Режиссер: Денис Азаров
Музыка: Мегаполис
Художник: Ольга Никитина
Место: Центр им.Мейерхольда
Продолжительность: 2 часа