Сдаётся мне, что лучше всего идти на этот спектакль вообще ничего заранее про него не зная и не читая рецензий. И честно признаваться, что «Демона» последний раз читал в школе, а потом если и вспоминал, то только глядя на Врубеля в Третьяковке.
Потому что первым делом, по возвращении домой, руки потянутся за запылившимся где-то на антресолях Лермонтовым. И потому что от самого текста в спектакле мало что оставлено. Точнее, слов там нет вообще. Есть история, происходящая на ваших глазах в пространстве зала «Глобус» (название соответствует шекспировской круглой форме). Рассказанная актерами с помощью музыки, красок и белых листов – один слой бумаги на полу постоянно сменяется другим. Это невозможно рассказать, это стоит увидеть.
Что видит ангел, падающий с небес? То же, что и мы или всё-таки сверху это выглядит иначе? Грехопадение. Бурлящее море и Ноев ковчег. Война. Родители и дети – дети вырастают, родители уходят (это самое пронзительное мое впечатление, до мурашек до сих пор). Вдруг Лев Толстой в Ясной Поляне – сама милота, смешавшийся с анекдотами Хармса (помните же, «Лев Толстой очень любил детей...»), а следом – грузинская свадьба. С портретом Гагарина.
Актеры на сцене месят краски, на зрителей сыплется пух и бумажный снег, пролетают чёрные крылья разжалованного херувима, внизу же снова что-то режут, комкают, рисуют и стирают. Это не просто красиво, это какой-то парад образов и смыслов, за каждой картинкой можно много чего увидеть, вспомнить, найти. Впрочем, можно и не искать, а просто смотреть и проговаривать про себя, что «истина не в скрытом, а в явном». Вот она, кажется, на ладони (точнее, на сцене). Спустя час ты выходишь ошарашенный, переполненный визуальными открытиями и собственными мыслями. Истина, естественно, тут же ускользает, но послевкусие остаётся. И радость от увиденного. Одновременно хочется поделиться со всеми – и молчать, чтобы «не расплескать», сохранить всё это для себя.
10 лет назад Крымов сделал спектакль, в котором зрительные образы волшебным образом трансформируются в мысли, эмоции и чувства. Легкий и одновременно очень сложный и многослойный. Красивый и пронзительный. Как печальный взгляд врубелевского Демона – и кажется, по-настоящему понимаешь о чем этот взгляд только сейчас.
Постановка – Дмитрий Крымов
Композиторы – Дмитрий Волков, Антон Рубинштейн
Режиссер по пластике – Владимир Беляйкин
Саксофон и другие инструменты – Дмитрий Сарасек / Антон Скиба
Художник по свету – Александр Коротков
Хормейстер – Армен Погосян
Режиссер по пластике – Владимир Беляйкин
Костюмы изготовлены под руководством Вадима Андреева
Свет – Алексей Михалевский, Ольга Раввич, Антон Морозов
Исполнители:
Художники: Александр Барменков, Александра Дашевская, Елизавета Дзуцева, Этель Иошпа, Ольга Никитина, Александра Осипова, Влада Помиркованая.
Артисты: Кристина Власова, Евгений Старцев, Инна Сухорецкая, Максим Маминов, Сергей Мелконян, Наталия Горчакова, Михаил Уманец
Продолжительность: 1 час 25 мин.
Место: Школа драматического искусства