«Абьюз» в ЦИМ – спектакль на важную тему, своевременный и актуальный, но есть одно уточнение. Эта постановка словно Навальный, показывает и обличает, но не даёт совершенно никаких идей для выхода из сложившейся ситуации.
Спектакль об одной семье. Хотя по интерьеру и очевидным отсылкам к популярным на российском телевидении передачам есть ощущение, что так живет не одна семья. Зритель отчетливо узнает передачи «Окна», «Суд идёт» и другие «невыдуманные» истории.
Тема абюьза здесь передана в самой жёсткой своей форме. Отец (отчим) главной героини, Марины, с виду приличный и образованный мужчина, оказывается педофилом и, соответственно, абьюзером. Странно, что среди множества проявлений абьюза и насилия создатели выбрали именно такой срез. Самый жёсткий и отвратительный. Смотреть на это неприятно, и зрителя сопровождает грустное ощущение безнадёги на протяжении всего спектакля.
Судьба главной героини поломана ещё в детстве, и жизнь её намного хуже жизни Катерины из «Грозы» Островского в её темном царстве. Марина живет не просто в тёмном царстве, она живет на самом дне. У неё нет поддержки, нет веры, у неё нет ничего. Есть травма детства, а потом ещё и муж, который «и пьёт и бьет», и хочет отобрать ребёнка. Здесь уже более популярное проявление абьюзерства на Руси.
Невозможно отрицать социальную важность этой постановки. Но есть ощущение, что этот спектакль не станет народным. Он для тех, кто хочет увидеть современный театр, здесь и демоническая фигура трикстера, и различные постмодернистские приемы на сцене. Но сможет ли эта постановка помочь моей подруге найти в себе силы уйти от абьюзера, например? Он не педофил, и даже не пьёт. Но думаю, что после такого спектакля она подумает, что вот у неё-то все хорошо, вот ведь бывает-то как плохо.
Спектаклю не хватает хотя бы одного положительного героя, никто из персонажей не вызывает у зрителя эмпатии. Главная героиня и её подружка пьют шампанское и курят травку. Подружка – типичная Лолита, в 16 лет выйдет замуж за отца Марины. Мать девушки курит и гнобит родную дочь, а с отцом педофилом и так все понятно. Психотерапевт Марины должен быть практически Богом во всей этой истории, и даже он оказывается отрицательным и невнушающим доверия персонажем. Он уезжает от Марины, в трудную минуту оставляет её одну.
Неслучайны здесь отсылки к популярным ток шоу. Судебный процесс, развод и суд должны определить, с кем будет жить ребёнок. И вот медиатор (он же трикстер, маска, судья и аналог ведущего передач такого рода) и родственники дают показания. Все они, считают, что с отцом ребёнку будет лучше. С отцом, с бабушкой, с дедушкой, но не с мамой. С мамой, которая решила восстать против зла, которая пытается уйти от насилия и показать своему ребёнку другую жизнь. Не удивительно, что главная героиня в итоге умирает. Чтобы совсем лишить зрителя веры в светлое будущее, нельзя придумать лучшего финала.
Возвращаясь к заголовку рецензии о театральном ток-шоу и патологиях семейной жизни хочу отметить, что тема насилия – это все равно патология. Это не должно быть нормой. А телевидение, газеты, теперь вот ещё и театр все чаще преподносят это зрителю как нечто само собой разумеющиеся. Радует, что театр обернулся к социальным реалиям современности, и затронул темы, которые ежедневно муссируют в передачах типа «Пусть говорят». Но хотелось более возвышенных форм передачи.
Пьеса создана в рамках режиссерско-драматургической лаборатории Вячеслава Дурненкова в октябре 2016 года в ЦИМе. Проект получил поддержку Департамента культуры Москвы. Точная, ёмкая и хлесткая постановка о важной и популярной теме абьюза. Подойдёт тем, кто интересуется социальными и психологическими темами. Интересные декорации, много отсылок к реалиям российского телевидения. Единственное, чего очень не хватает здесь, это луча света тёмном царстве. И света не от экрана телевизора или яркой вывески, а света внутренней надежды, любви или веры.
Режиссёр - Иван Комаров
Драматург - Наталья Зайцева
Художник - Василина Харламова
Видео - Дарья Щеглова, Фёдор Шмелькин
Хореограф - Наталья Шурганова
Саунд-дизайн - Ян Кузьмичев
Исполняют: Рустам Ахмадеев, Юлия Шимолина, Ольга Копылова, Анастасия Дьячук, Кирилл Ы, Николай Ковбас, Мария Милешкина
Место: ЦИМ
Продолжительность: 1.30