Тот случай, когда очень сложно описать увиденное. Боишься не найти подходящих слов, боишься, что слова вообще окажутся лишними. Впрочем, в «Опусе №7» текста тоже практически нет. Спектакль прекрасно обходится без разговоров. Только музыка – гениальная, узнаваемая практически с первых тактов. Есть две совершенно разные истории, которые объединяет фамилия режиссёра (Дмитрий Крымов) и актеры. Другие же сходства и параллели можно искать (и находить) каждому самостоятельно.
«Родословная» (первая часть) была специально написана для постановки поэтом Львом Рубинштейном. Ещё при входе в зал зрителей встречает Мария с шваброй. В конце же появляется младенец Иисус. Но то, что происходит между этими двумя событиями – больше, чем библейская притча, история одной семьи, народа... Актеры бросают в зал фразы-обрывки, а из пневмопушки вылетают тысячи обрывков бумажных. И все – и актеры, и зрители пытаются из этих клочков что-то собрать. Не только буквально. Получается страшное. Про террор. Про Холокост. Про смерть. Можно увидеть Януша Корчака, уходящего с детьми в газовую камеру. Можно старую московскую коммунальную квартиру, населенную тенями и воспоминаниями. Надзиратель в погонах, чеканящий шаги в гулких коридорах. Рентгеновские снимки как доказательство чьего-то существования. Исчезающие люди на исчезающих кадрах. И это щемящее чувство уходящего времени. На сцене рисуют, поют, вырезают что-то. Не говорят. Младенец рождается. Гаснет свет.
Кажется, что с тобой сейчас случилось именно про-живание и пере-живание. Здесь, конечно же, потрясающая работа художника – Vera Martynov (Вера Мартынова) давно в отдельном представлении не нуждается, но «Родословная» как раз интересна ещё и тем, что была одной из первых её работ.
«Шостакович» – вторая часть «Опуса». Трагедия творца и трагедия человека. Шостакович прожил очень долгую и страшную жизнь. Мы знаем про юного гения, ставшего рано знаменитым. Знаем про не менее знаменитое сталинское «Сумбур вместо музыки», сказанное в адрес оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Потом в жизни Шостаковича была великая Седьмая («Ленинградская») симфония, годы относительного благополучия сменялись годами забвения, презрения и вычёркивания фамилии из всех энциклопедий и учебников.
В «Шостаковиче» Крымова ты попадаешь вместе с композитором внутрь этого адского круга, «заботливо» приготовленного Родиной. Она, Родина-мать – огромная кукла, не выпускающая из своих объятий Дмитрия (точный и мощный образ маленькой и хрупкой Кристины Власовой). Здесь столько режиссёрских находок, столько точных попаданий художника (Мария Трегубова), что очень хочется рассказать про них всё – про рояли, бархатный занавес, вручение ордена, смену костюма. Про радость творчества и про страшный танец с портретами людей, так или иначе связанных с Шостаковичем – Мейерхольд, Маяковский, Тухачевский, Михоэлс, Ахматова, Бабель. Танец, заканчивающийся расстрелом. И снова Родина, то ли кукла, то ли кукловод, даёт надежду и иллюзию свободы и тут же отнимает, прижимая к своей огромной груди...
Известный факт, как в 30-е годы Шостакович, ждавший ареста, каждый вечер, уложив семью спать, брал приготовленный заранее чемодан и сидел у лифта, до утра. За ним тогда не пришли, он пережил многих своих друзей и хулителей. Но сколько в этой жизни было страха, боли, отчаяния?! Смотришь спектакль и не понимаешь, как он ещё мог писать музыку? Или – сколько он не написал и не сделал? Крымов с Трегубовой представили Шостаковича словно живого: из плоти и крови. Чувствуешь сопровождающий его ужас, проникаешься, и от этого становится не по себе. Художники превратили факты и ощущения в образы и сделали это столь филигранно и совершенно, что сильнее, жёстче и талантливее уже, кажется, невозможно.
Есть темы, неисчерпаемые до бесконечности. Есть – бесконечно страшные. Увы, «Opus №7» совсем не потерял своей актуальности, несмотря на свой солидный, по театральным меркам, возраст. У спектакля внушительное мировое гастрольное расписание (еще бы, это же канонический пример постановки, понятной в любой стране и на любом языке). Возможно, поэтому на родной сцене он очень редкий гость. И если увидите Опус в афише театра – бегите за билетами, не раздумывая. Спектакль, который что-то меняет в тебе, не отпускает и доказывает, что в театре говорить можно без слов.
«Родословная»
Постановка – Дмитрий Крымов
Текст – Лев Рубинштейн
Композитор – Александр Бакши
Художник – Вера Мартынова
Режиссер по движению – Андрей Щукин
Музыкальный руководитель – Людмила Бакши
Кино – Александр Шапошников, Вячеслав Зайцев
«Шостакович»
Постановка – Дмитрий Крымов
Художник – Мария Трегубова
Режиссер по движению – Андрей Щукин
Педагог по вокалу – Армен Погосян
Куклы – Виктор Платонов
Художник по свету – Ольга Раввич
Актеры:
Анна Синякина, Максим Маминов, Михаил Уманец, Наталия Горчакова, Алина Ходжеванова, Аркадий Кириченко, Вадим Дубровин, Ольга Надеждина, Мария Смольникова, Кристина Власова, Сергей Мелконян
Продолжительность: 2 часа 40 минут
Место: Школа Драматического Искусства