По названию совершенно невозможно угадать, о чем постановка. Точнее даже так. Невозможно понять, о чем постановка, если не читал Брехта или не эксперт в области западно-семитской мифологии карфагенского пантеона. Если вы тот зритель, который хочет заранее знать, на что идёт в театр, то рецензия для вас. А те, кто любит приятные театральные неожиданности, ждёт праздник, дальше можете не читать, просто скорее заказывайте билеты. Восторг вам обеспечен.
Постановка «Баал» – это не про бал, и уж точно не лишняя буква «А». Это спектакль по пьесе Бертольта Брехта, одно из ранних произведений великого драматурга. Пьеса о молодом поэте. Но это не мечтающий юноша. Герой –прекрасный и ужасный мерзавец, плохой мальчик, прожигатель жизни, дьявольский соблазнитель и настоящий король разврата.
Соль, сахар и перец этой постановки – молодость, азарт и невероятная энергия. Брехт написал произведение в 1918 году, когда сам был бунтующим и молодым. После Мировой войны бунтовало всё европейское искусство: искали новые пути, защищались от невыносимой политической обстановки. Модернизм пришёл на смену искусству довоенного времени. Конец эстетике прошлого. Разрушалось все, старый мир трещал по швам. Поэты, художники, писатели, режиссёры творили. Пафос разрушения старых норм обольщал молодые умы. Поэтому Брехт и его «Баал» – это история о горячей и ослепляющей молодости! Молодости жаркой, блистательной, дикой и разрушающей всё на своём пути.
Удивительно, как точно передана атмосфера эпохи, атмосфера века. Боль, насилие, страсть, красота, искусство. Искусство, которое сумело воспарить над этикой и над моралью. Дадаизм, сюрреализм, авангардизм, кубизм и ещё много того, что до сих пор восхищает ценителей новых форм. Поэтому при просмотре спектакля нет осуждения, нет моральных оценок. Ведро на голове мужчины в свадебном платье – прекрасно! Голый барабанщик – чудесно! Потому что это реально очень стильно всё! Есть лишь яркая и смелая картинка, красивая сценография, стильный видеоряд, смелый юмор, свежий взгляд на Брехта. Это постановка для молодых, про молодых, и сделана она молодыми. Особенно хочется отметить хореографическую составляющую спектакля. Точные и четкие движения, а также безупречные танцевальные связки. Работа хореографа Евгении Миляевой выше всяких похвал. Ну и, конечно же, невероятно талантливые актеры «Июльансамбля». Каждый из этих молодых ребят полон энергии, таланта. Они передают залу бешеную силу своего мастерства. Смотришь на них и восхищаешься, как они выкладываются в каждом спектакле. Сколько в них электричества!
Дерзкий поэт Баал пьёт, читает стихи, любит женщин, ведёт разгульный образ жизни, прожигает свою молодость, он не думает о завтрашнем дне, не думает о чувствах других. Он весь – жажда жизни, жажда страсти. Он дикое воплощение 20 века.
Часто молодым в театре скучно. Здесь – именно то свежее искусство, которого ждёшь от современного театра. Да, этот спектакль не подойдёт любителям классики, не оценят его и поклонники репертуара Малого театра, например, или те, кто привык к другому театру. Это бунтарский театр! Это свежий ветер перемен! Наверное, такими для большинства в 1918 году были стихи и пьесы Брехта. Однозначно, это один из ярчайших спектаклей. Он заряжает энергией, хорошим настроением. Хочется улыбаться и хочется ещё раз пережить эти эмоции, которые происходят с тобой во время просмотра.
По пьесе Бертольта Брехта
Перевод: Александр Филиппов-Чехов
Режиссер: Иван Комаров
Художник: Василина Харламова
Хореограф: Евгения Миляева
Видео: Дарья Дурнева, Татьяна Самараковская
В ролях (Июльансамбль): Степан Азарян, Роман Васильев, Артём Дубра, Алексей Ермошкин, Алексей Каманин, Сергей Новосад, Ирина Обручкова, Рональд Пелин, Алевтина Тукан, Аарвара Феофанова, Сергей Шадрин, Варвара Шмыкова, Никита Юськов
Место: ЦИМ
Продолжительность: 2 часа