Стареющая актриса Аркадина с сердечным другом, известным драматургом Тригориным, гостит в усадьбе у своего брата, где живёт и её сын, Костя Треплев. Костя — начинающий литератор в поиске новых форм. Он пишет пьесу и ставит её, взяв на главную роль соседку, Нину Заречную, в которую влюблён. Свою версию чеховского сюжета представил в КТМ Пётр Шерешевский. И она, кажется, поможет иным приверженцам классики полюбить современный театр.
Во-первых, режиссёр практически неприкосновенным оставляет текст Чехова, обыгрывая его и вплетая в него новые символы. Редко кое-где персонажи позволяют себе вольности: напевают что-то современное, травят анекдот или сетуют на то, что «текст закончился».
Во-вторых, Чехов писал комедию, и Шерешевский ставит именно её. В спектакле много смешного, взять хотя бы реакцию аудитории на перформанс Кости. Или Медведенко, который носит костюм медведя и объясняется с помощью табличек. Ближе к концу фигура Медведенко станет трагически страшной («Но наш ребёночек голоден!»), но в зале по инерции продолжат смеяться — и это еще один реверанс в сторону автора.
В-третьих, постановка сочетает в одном художественном пространстве разные театральные традиции и разные способы существования: тут и трагедийная патетика, и шекспировская/брехтовская практика разрушения четвёртой стены, и психологический театр во всей красе, и концертный формат с конферансом, и пост-драма. И оказывается что «перформативный бред» прекрасно может сосуществовать с классикой, что бы там ни говорила Аркадина.
(Кстати, конфликт «отцов и детей» времён Чехова идеально ложится на современность: «котик начитался Фишер-Лихте» и знает, что такое «перформанс», а его умудрённая опытом маменька считает его искания признаком отсутствия таланта и уверена, что никакой молодёжи с ней — звездой классического театра — не сравниться. И вообще, сыну неплохо бы вспомнить, что он — не кот, и у него — не лапки, и пойти поработать…).
Шерешевский парадоксальным образом примиряет конфликт, который у Чехова оказался неразрешённым: он рассказывает о столкновении форм, сочетая формы, и показывает, что никаких противоречий нет на самом деле — была бы любовь. А её у героев как раз и нет. Любовные треугольники заострены и неразрешимы: Маша любит Костю, Костя — Нину и Аркадину, Нина — Тригорина. Аркадина любит себя (и это несчастливая любовь, потому что заставляет страдать всех вокруг). А Тригорин любит творчество, и тоже несчастливо, потому что ненасытно. А если учесть, что творчество здесь, кажется, поставлено в синоним к любви, является её суррогатом, можно сказать, что он любит любовь как факт. Именно в прекрасное, юное чувство Нины он влюбляется, сминая её, как хрупкую птицу.
В конце спектакля герои рассказывают о себе и своей тяге к творчеству как в клубе анонимных алкоголиков. Любовь и признание — это их наркотик. Но того, что удаётся получить, катастрофически не хватает. В этом смысле интересно символическое выражение творчества/любви — капуста. Снимай лист за листом — а найдешь только кочерыжку. «Пусто! Пусто! Пусто!» А ещё холодно и страшно. От холода герои защищаются спасательными одеялами (и только Аркадина демонстративно перевернёт своё другой стороной: скорее мир нужно защищать от неё!).
Быть известным писателем для Кости значит быть любимым прежде всего ею, и в своей пьесе он выдаёт свою тоску по ней: «львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы» — это и фарфоровые фигурки из дома, где мама, и жители Оленьей страны из детской песенки.
Катя Ионас играет Аркадину как сильную, одарённую личность, которая замкнута на себе и готова на всё для обеспечения собственного комфорта. Её высокомерная нетерпимость к окружающим показана в нюансах, а взаимоотношения с сыном блестяще иллюстрирует выуженная режиссёром из текста метафора с гвоздём. Её тщеславие и неспособность любить кажутся чуть ли не корнем зла, и логичным выглядит её одиночество в финальной сцене.
Впрочем, все артисты здесь на своих местах в объёмных, ярких образах: тщеславный подкаблучник Тригорин (Коваленко), который настолько без ума от рыб, что Нина одевается в русалочий хвост, чтобы покорить его; волшебно красивая Нина (Пестова), такая соблазнительная в начале и такая изломанная в конце; обожжённый холодом, недолюбленный невротик Костя (Худяков); несчастная Маша (Змерзлая) с застывшей маской Пьеро — кукла, отданная в жёны сказочному чудищу; трикстер-Шамраев (Балашов), который мало того, что лошадей не даёт, так еще и спойлерит финал…
Многослойную, насыщенную символикой постановку тоже можно сравнить с капустой. Но, в отличии от своих героев, Шерешевский готовит её с любовью и сочувствием, поэтому ощущения пустоты не остаётся.
Место: Камерный театр Малыщицкого
Режиссёр: Пётр Шерешевский
Художник: Надежда Лопардина
Копозитор: Ник Тихонов
Свет: Юрий Соколов
В ролях: Катя Ионас, з.а. России Виталий Коваленко, Александр Худяков, Карина Пестова, Виктор Гахов, Олег Попков, Светлана Балыхина, Андрей Балашов, Дарья Змерзлая, Антон Ксенев/Ник Тихонов.
Продолжительность спектакля: 2 часа 55 минут