Вы удивитесь, узнав, что давно знакомы с творчеством композитора Мечислава (Моисея) Вайнберга. Его судьбу вряд ли можно назвать легкой, но Вайнберг обладал не только талантом и потрясающей работоспособностью, но и невероятным жизнелюбием. Уметь подниматься вновь и вновь, возрождаться подобно птице Феникс после очередного запрета на постановку, периодов забвения или, наоборот, пристального внимания со стороны власти (Вайнберг был арестован после войны в связи с «делом врачей» и реабилитирован после смерти Сталина).
Наверное, он просто не мог не писать – после смерти композитора осталось почти 30 симфоний, 7 опер, и огромное количество музыки к кино и мультфильмам. «Летят журавли», «Афоня», «Винни Пух», «Ослиная шкура», «Последний дюйм» – композитор этих и многих других фильмов – Мечислав Вайнберг. И если в историю киномузыки он вписан прочно и давно, то оперное наследие Вайнберга мы еще только открываем.
Теперь у нас есть «Пассажирка». Опера, написанная в 1968 году, впервые была поставлена в России только в 2006 (в концертном исполнении, на сцене МАМТа), на мировых подмостках она появилась в 2010, на фестивале в Брегенце. «Пассажирка» есть в репертуаре немецких и польских оперных театров, в Екатеринбургском театре оперы и с 2017 года в московской «Новой опере».
«Пассажирка» интересна во всех смыслах, но прежде всего хочется говорить о музыке. Вайнберг очень искусно и бережно использует всё, что досталось «музыкальному» ХХ веку в наследство от прежних эпох – чего только стоит чакона Баха, гениально переработанная композитором. Слушая оперу, ощущаешь влияние Шостаковича, Рахманинова, Бриттена и других великих современников Вайнберга, и тут же, рядом – джаз, свинг и народные мелодии. Не стоит бояться, что будет сложно и неподготовленного слушателя ждёт «сумбур вместо музыки» – поверьте, это не только актуально с музыкальной точки зрения, это очень экспрессивная, живая музыка, не оставляющая никого равнодушным. Важно и то, как бережно и одновременно эмоционально работает с партитурой Ян Латам-Кёниг, главный дирижер театра. Интересно и то, что текст либретто интернационален, герои говорят (точнее, поют) на разных языках: на идише, русском, польском, немецком.
Если посмотреть на год создания оперы, становится понятным и причины обращения композитора к этой теме, и отчасти мотивы, по которым «Пассажирка» тогда не была выпущена (накануне премьеры в Большом было принято решение о закрытии спектакля). Говорить о Холокосте, о концлагерях и истреблении миллионов евреев в те времена не всегда считалось нужным, «еврейский вопрос» в стране, победившей фашизм, вдруг приобрел вполне явные антисемитские черты.
Итак, история о случайной встрече на корабле. Война окончена, но не для всех. Бывшая надзирательница встречает бывшую узницу. Память и правда у каждой из них своя. Мы наблюдаем, как сцена трансформируется из корабельной палубы в лагерный барак и обратно. Дорогие и элегантные костюмы (в качестве художника по костюмам был приглашен известный модельер Игорь Чапурин) сменяются на робы и форму СС. Видеопроекции и трансляции на экранах вполне ожидаемы (это первый опыт оперной постановки телережиссера Сергея Широкова), но они весьма органичны и не отвлекают от музыки, как это иногда случается в современном музыкальном театре. В финале появляется ощущение недоговоренности – не совсем ясно, это вопрос к режиссеру или все-таки к либретто (по новелле Зофьи Посмыш либретто написал Александр Медведев, завлит Большого театра и отец известного политолога и историка Сергея Медведева). Но как бы то ни было, на протяжении всего спектакля от происходящего на сцене тяжело, больно и страшно. И снова восхищение музыкой Вайнберга, вокальной партитурой – как же он смог передать этот ужас в камерах смертников, боль, веру и надежду, тех, кто там оказался. «Пассажирка» – музыкальное посвящение всем погибшим во время Второй Мировой войны и одновременно – ода силе человеческого духа и любви.
Кажется, что тогда, сразу после войны, основным лейтмотивом было «не забудем, не простим», сейчас же, спустя столько лет, по окончании спектакля думаешь о том, как легко всё это может повториться. И еще о том, что у людей, находящихся по разные стороны баррикад – совершенно разные правды. Когда надзирательница концлагеря искренне и истово заявляет: «Я выполняла волю фюрера и свой долг, она (заключенная) еще должна быть мне благодарна)!», понимаешь, что это и есть самое страшное – человек, ослепленный идеологическими, религиозными, политическими идеями, остается игрушкой и пешкой, но сколько же зла и непоправимых поступков он совершает.
На «Пассажирку» не купишь билет случайно, размышляя, куда б пойти с друзьями субботним вечером, это не «Травиата» или «Отелло», где, в общем-то, тоже нет счастливого конца – но Холокост и фашизм, увы, не литературные фантазии, и живы еще узники концлагерей, слушая рассказы которых, нельзя сдерживать слез. И очень хорошо, что в Москве, в России теперь есть эта опера, с непридуманным страшным сюжетом и гениальной музыкой.
Музыкальный руководитель и дирижер: Ян Латам-Кёниг
Дирижер: Андрей Лебедев
Режиссер: Сергей Широков
Сценография: Лариса Ломакина
Костюмы: Игорь Чапурин
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Свет: Айвар Салихов
Место: Новая Опера
Продолжительность спектакля 3 часа (с одним антрактом)