Что у вас ассоциируется с Новым годом? Ёлка, подарки, запах мандаринов, брызги шампанского, ожидание чуда и ощущение сказки? Но не обойтись в этом списке без «Щелкунчика». Волшебная музыка П.И.Чайковского, знакомая с детства, балет, ставший национальным достоянием и визитной карточкой новогодних афиш музыкальных театров.
Музыковеды давно сбились со счета: постановок и вариантов редакций с каждым годом становится всё больше. От классики до модерна, от Сибири до Рио-де-Жанейро, «Щелкунчик» продолжает радовать, вдохновлять, порой даже озадачивать новыми трактовками и образами, но всегда остаётся тем самым волшебством, возвращающим взрослым их детство. А для маленьких зрителей этот балет, как и сто лет назад, приоткрывает дверцу в необыкновенный мир сказки и Её Величества Музыки.
В этом году балет «Щелкунчик» впервые появится в репертуаре театра «Новая Опера». Русский классический балет имени М.Петипа представит версию Василия Вайнонена в редакции Валентина Грищенко в сопровождении оркестра «Новой оперы» (дирижёры В.Крицков и Ю.Медяник). Надеемся, один из самых молодых оперных театров, известный своими музыкальными экспериментами и нетривиальным подходом к постановке классики, и в этот раз удивит зрителей своей версией «Щелкунчика».
Перед премьерой мы встретились с Юрием Медяником, дирижёром спектакля.
– Для меня лично «Щелкунчик» – это прежде всего детство, Новый год, подарки. Я рос в музыкальной семье и помню, что даже Дед Мороз приходил к нам домой под музыку Петра Ильича. Думаю, это очень здорово, что мы в своё время росли под классическую музыку и встречали Новый год не под «Jinglebells», а именно под «Щелкунчика».
Другое дело, что в Европе и особенно в Америке русская музыка в принципе звучит несколько иначе, её исполняют слишком сентиментально, в частности, музыку Чайковского. И, хоть это и расхожее клише, но по факту так и есть – чтобы до конца понять и прочувствовать русскую душу (и музыку), надо самому быть русским. Музыка Чайковского, безусловно, требует сентиментальности, но не от исполнителя, а от слушателя. И в ней ничего не нужно добавлять, додумывать – музыка говорит сама за себя. Поэтому для меня хрестоматийное исполнение Чайковского – это Евгений Светланов, а не Леонард Бернстайн или Густаво Дудамель. Если же говорить непосредственно о «Щелкунчике», мне ближе всего постановка Мариинского театра 2001 года (Валерий Гергиев) и, пожалуй, спектакль 1929 года, которым дирижировал Александр Гаук, тоже в Мариинке.
– Для нашего театра эта постановка интересна и особенна прежде всего тем, что в «Новой опере» уже есть свой «Щелкунчик» – уникальная опера, поставленная в 2014 году. У нас к такому «оживлению» балета на оперной сцене подошли очень серьезно и ответственно, за режиссуру отвечала Алла Сигалова, музыку для сольных партий и, соответственно, для оркестра, адаптировал Игорь Кадомцев, а либретто написал Демьян Кудрявцев. В очередной раз «Новая опера» подтвердила свою репутацию экспериментального и авангардного театра. Публика с интересом отнеслась к этой идее: детей привлекала красочность и яркость, взрослых же заинтересовало именно превращение балета в оперу.
Я давно дирижирую оперными спектаклями (в том числе и оперным «Щелкунчиком»), а вот с большим балетом работаю впервые. Честно признаюсь, что всегда старался этого избегать. Дирижер балета – это другая грань профессии, здесь работа с оркестром строится по другим законам. В опере моя задача как дирижера – соблюдение баланса и окраски звука, тембральная палитра оркестра в соотношении с максимально выигрышным «положением» солиста-вокалиста на сцене. В балете же главными становятся темп и ритм. Возникает необходимость знать пластику жеста, движения, а не знание принципов звукоизвлечения и особенностей голоса. Я долго думал над этим предложением, потому что привык быть уверенным в конечном результате на 200% – и всё же принял этот вызов и надеюсь, что наш спектакль займет достойное место в репертуаре. Если вы видели у нас оперного «Щелкунчика» – добро пожаловать на балет!
– Если же наш «Щелкунчик» будет первым для вашего ребенка, мне кажется, очень важно донести мысль, что классическая музыка – это совсем не страшно, она о том, что окружает нас. В любой оперной арии поётся о вещах, волнующих нас всех – о любви, сомнениях, радости, поисках себя. Главное, чтобы музыка присутствовала в вашей обычной жизни. Мы читаем детям сказки на ночь, объясняя им что-то и отвечая на вопросы устами героев сказок? Так же и с музыкой – нужно слушать и разговаривать об этом, часто устами героев оперы мы так же можем ответить на многие волнующие нас вопросы.
Можно перед спектаклем послушать с детьми дома, например, «Детский альбом» Чайковского – музыку, чрезвычайно сложную для исполнения, но очень простую для восприятия, там говорится о понятных ребенку вещах. Но есть еще и Дебюсси, Мусоргский, Бриттен, Прокофьев с музыкой для детей. Объясняя ребенку, что герои «Щелкунчика» испытывают эмоции и чувства, ничем не отличающиеся от мыслей и чувств обычных людей, рассказывая о том, откуда появилась арабская кукла или кто такие феи, мы разрушаем стену между ребенком и классической музыкой, уходим от ненужной элитарности.