Экранизации графический новелл сейчас пользуются большой популярностью, но мало кто знает, что не все они посвящены супергероям и сверхлюдям. «Смерть Сталина» (The Death of Stalin) от Фабьена Нури является таким исключением.
Знаете, есть ряд исторических фильмов, которые используют этот самый исторический сеттинг для рассказа какой-то побочной истории. Например, Вторая Мировая война может служить «полигоном» для сюжета о любви, отчего вся ценность (чаще всего) выбранного временного периода сходит на нет. Авторы подобных картин не особо «играются» с сеттингом, со «Смертью Сталина» ситуация совершенно иная.
Как ясно из названия, сюжет крутится вокруг внезапной смерти лидера пролетариата. Приближенные к Сталину сразу же начинают борьбу за место в верхушке власти. Но вот что не ясно из названия, так это то, что перед нами комедия с черным юмором.
Тонко спроектированная открывающая сцена задает тон. Раздражительный радиопродюсер (Пэдди Консидайн) заставляет измученный оркестр воссоздать все выступление, когда сам Сталин потребовал запись концерта. В самом же начале нам дают понять, кто управляет страной и как к нему относится общественность.
После смерти от сердечного приступа Сталин обнаруживает его президиум подхалимов и коварных кошек, которые, столкнувшись с кончиной лидера, тут же впиваются своими когтями за власть до того, как труп успевает остыть.
Тот самый комикс.
Лежащий в основе графического романа и его сталинский настрой прослеживаются на протяжении всей ленты Армандо Ианнуччи, пронизывающей все грани диктаторского режима. И этот настрой настолько пронизывает фильм, что в России его запретили, потому что «Смерти Сталина» удается высмеять даже современную политику.
Картина ощущается чуть ли не телевизионной, и в этом нет никакой проблемы. Передача атмосферы того периода, костюмы и производственный дизайн впечатляют, в то время как макет документальной кинематографии отходит в сторону в пользу непрофессиональной, но эффективной операторской работы.
Стоило ли это отмены? Отнюдь.
И, конечно, нельзя не отметить актеров. Все прекрасно отыграли ключевых исторических личностей. Здесь сказать больше нечего, ведь именно на действующих лицах держится все повествование.
Местами сцены кажутся слишком затянутыми, а временами шутка может изнашиваться. Но тот факт, что авторы сделали политику забавной, учитывая время, когда новость о смерти для людей страшнее, чем большинство фильмов ужасов, вдохновляет странную надежду на будущее.
Можно было бы сказать, что политические комедии мертвы в эпоху американских похабных картин с шутками о гениталиях, но мастер-сатирик Армандо Януччи доказывает, что люди по-прежнему смеются над подобным «Смерти Сталина». Умышленно абсурдно, но довольно правдоподобно и смешно – вот, что такое «Смерть Сталина».
В кино никогда
+ АКТЕРЫ
+ ЮМОР
+ САТИРА
- МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ
- НЕ ДЛЯ ВСЕХ
СЛАВА КПСС
Настоящая комедия, а не эти ваши «Елки» и «Спасатели Малибу». Умная, сатиричная и оригинальная.