Давно вы видели людей, которые плачут в кинозале на военной драме? Я видел, совсем недавно. Во время показа «По соображениям совести». Мэл Гибсон в очередной раз смог нам доказать, что он прекрасный режиссер, а Эндрю Гарфилд удачно показал себя в главной роли серьезной картины.
У фильма невероятный контраст. Первую часть фильма нам раскрывают главного героя - Десмонда Досса (Эндрю Гарфилд), простого глубоко верующего (Адвентист Седьмого дня) американского парня из глубинки, который был хоть и против войны и убийств, хотел служить своей стране с максимальной пользой, при этом не нарушая свои заповеди. А шестая заповедь гласит: «Не убий». Вторая же часть фильма — это мясная лавка «Дяди Мэла». Поэтому после просмотра вся разношерстная публика в зале осталась довольна. И наша редакция — не исключение.
Сюжет крутится вокруг реальной истории капрала Десмонда Томаса Досса — первого из трёх отказников по соображениям совести, получивших высшую военную награду — Медаль Почета. Став медиком, Десмонд во время битвы за Окинаву спас 75 человек, при этом ни разу не взял оружие в руки. Перед отправкой на фронт он пережил издевки от сослуживцев, которые считали его трусом. Его избивали, унижали, но он верил в Бога и в его Заповеди. И именно благодаря вере, он стал героем для тех же самых сослуживцев. Сценаристы (Эндрю Найт и Роберт Шенккан) прекрасно передали эту историю на большие экраны, а Гибсон, благодаря потрясающему таланту постановки, сделал это все интересным, а главное правдивым. Не подвела и актерская игра. Сыграли хорошо все, особенно запомнился Сержант Хауэлл (Вон Винс) и Том Досс, отец Десмонда (Хьюго Уивинг).
Фильм затрагивает кучу серьезных проблем, связанных с войной напрямую или косвенно, но при этом они не остаются просто голыми фактами, сценаристы раскрывают их. Возможно, где-то достаточно поверхностно, но ведь это кинокартина, а не том литературы про войну. Как я уже говорил, у «По соображениям совести» ярко выражено две половины. В первой нам раскрывают главного персонажа в быту того времени. Эта половина очень добрая и наивная. В ней много шуток, тона фильма светлые. В общем, «сахар» да и только, но при этом смотреть на это не противно. То и дело хочется улыбнуться, увидев влюбленного по уши Десмонда.
Десмонд (Эндрю Гарфилд) со своей возлюбленной, Дороти (Тереза Палмер).
Но ровно на середине картины случается перелом. Этой точкой перелома послужила запись Десмонда в добровольцы и отправка в учебный лагерь. Сначала идет такой же комедийный тон, много солдафонского юмора, который здесь ну очень удачный. Но постепенно сценаристы меняют краски и кисточки. Десмонд отлично проходит этапы боевой подготовки, но последним этапом в ней является обращение с оружием. И он отказывается даже прикасаться к нему. После этого его начинает унижать Сержант Хауэлл (Вон Винс) считая, что он обыкновенный трус. Мысли сержанта подхватывают и сослуживцы Десмонда. Они избивают его по ночам, сваливают на него всю работу, но Десмонд не сдается, и не противиться им, он подставляет «другую щеку». Начальство пытается его демобилизовать, считая, что он психически нездоров, но у них ничего не получается. В итоге, неподчинение приказам привело Десмонда под военный трибунал. Шансы на оправдания были очень малы, но в последний момент отец Десмонда, который являлся ветераном Великой войны, потянул за нужные ниточки и наш герой был полностью оправдан и принят в Американскую Армию в качестве военного медика.
Великолепный образ Хьюго Уивинга.
А дальше — уже Окинава. Вторая половина фильма — это крики горящих бойцов, свистящие пули, оторванные ноги и выпавшие кишки. И во всем этом Аду Десмонд не собирается давать отпора японцам, даже голыми руками. Его цель — спасать раненых, даже самых безнадежных. Наш герой, конечно же боится смерти, как и любой другой, но он готов идти на самопожертвование и делать отчаянные поступки ради спасения жизни другого. Ведь ради этого он и отправился на фронт, чтобы спасать жизни, а не отнимать их. Сослуживцы начинают его уважать, он становится их символом надежды. Они видят, что он не трус, а герой. Атака в которой участвует наш герой в итоге оказывается провальной. Японцы вынудили отступить американцев с недавно занятых позиций, при этом нанося огромные потери. Командование решает начать артиллерийский обстрел, зная при этом, что на поле осталось много раненых. Все, кто мог отступили и ушли, но Десмонд остался, твердо решив, что он сможет спасти хотя бы еще одного. И так он решил 75 раз. «Господи, дай мне спасти одного, еще одного» — шептал он, а когда находил и спасал, начинал шептать эти слова вновь. Совершенно один, под продолжительным артиллерийским обстрелом, в тылу врага. Он вытаскивал одного за другим, не разбираясь враг это или друг, он спасал всех. Проходя при этом через боль и страдания, боясь попасть под прицел японского снайпера, он не сдавался и с помощью своей смекалки, а также крепкой веры спас целую роту, совершенно один.
Пожалуй, поругать «По соображениям совести» можно только за излишнюю «сладость» во время первой половины, ведь мы пришли посмотреть на военную драму, верно? Но благодаря этому контрасту между первой и второй половиной, испытываешь невероятные эмоции во время второй. Надеюсь, после этого Мэл Гибсон сможет реабилитироваться в Голливуде, особенно после своих ярких высказываний. Я уверен, он сможет отснять еще очень много хороших кинокартин, если его перестанет бойкотировать большинство участников индустрии.
В кино с 17 ноября 2016
+ ОТЛИЧНЫЙ СЮЖЕТ
+ ВОЕННЫЕ БАТАЛИИ, ОТ КОТОРЫХ НЕ ОТОРВАТЬ ГЛАЗ
+ НЕВЕРОЯТНЫЙ КОНТРАСТ ФИЛЬМА, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ЕГО ИНТЕРЕСНЫМ ДЛЯ БОЛЕЕ БОЛЬШОЙ АУДИТОРИИ
+ АКТЕРСКАЯ ИГРА
+ ГРАМОТНАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА
+ ПРАВДОПОДОБНО
НА СОВЕСТЬ
Название фильма в данном случае говорит за себя. Фильм сделан по совести.