После весьма удачного возвращения Крутого Сэма в 2011 году фанаты ждали продолжения целых 9 лет и вот, наконец, состоялся долгожданный релиз.
Еще с первых трейлеров в голову начали закрадываться мысли, что с Сэмом что-то не так. На это намекала графическая сторона проекта, смена названия, а также куцые трейлеры, не показывающие почти ничего. Из интересных нововведений была озвучена лишь система так называемых легионов, спавнящая на карте сотни и тысячи врагов единовременно. Итак, пора разобраться, чего же мы в итоге дождались - разбираем Serious Sam 4.
Что до сюжета, то тут для серии не случилось каких-то разительных изменений. Мы все также воюем с инопланетными захватчиками, пытаясь спасти Землю от порабощения. В общем и целом - классика. А вот подача этого сюжета немного изменилась. Да, в третьей части мы уже видели кат-сцены, в которых Сэм решает головоломки при помощи связки динамита, но теперь все изменилось, причем далеко не в лучшую сторону.
В Serious Sam 4 главный герой не действует в одиночку, у него появилась команда, верные напарники и члены спецотряда комедиантов. Вся соль в том, что теперь в игре появилось очень много различных диалогов, происходящих как в рамках кат-сцен, так и во время непосредственного геймплея. И если первое никак не мешает прохождению, то в случае с переговорами во время перестрелок могут возникнуть трудности. Все таки Serious Sam никогда не был размеренной и спокойной игрой, когда в процессе боя можно было еще параллельно почитать субтитры. И да, русской озвучки в игре нет, так что приходится включать текстовую локализацию.
В целом, на это можно забить, ведь “кому вообще нужен сюжет в шутере от первого лица”, но куда страшнее, если вы начнете вникать в диалоги персонажей. Складывается ощущение, что это не элитный спецотряд, гроза всех врагов человечества, а просто горстка комиков. сбежавших со сцены регионального отделения Comedy Club. В кадре пытаются шутить все, любая фраза и реплика должна содержать в себе юмор в той или иной степени. И иногда у авторов получается вызвать кратковременную улыбку на лице игрока, но подавляющее большинство извергаемой героями словесной комедии нельзя назвать детищем взрослого человека. Шутки зачастую просто не смешные, а некоторые еще и вызывают стойкое чувство, что вы попали в 5-й класс школы, причем сразу на заднюю парту. И это удручает, желание смотреть вставки между геймплеем попросту не хочется. Этому способствуют еще и уродливые модели персонажей, которые лишены как достойного уровня графики, так и толковой анимации.
Графика, вот, что вызывало большие опасения после просмотра трейлеров игры и не зря. Все, что хочется сказать, глядя на картинку Serious Sam 4: “А где графоний?” И действительно, при игре на низких и средних настройках складывается ощущение, что запустил проект 2012-2014 годов. Порой смотреть на окружение больно физически, это особенно касается травы с выключенным мультисэмплингом. Сразу оговоримся, как выглядит игра на максимальных настройках, мы не знаем, так как имеющиеся в нашем распоряжении ПК попросту их не тянут. Да, вы все верно поняли, графики нет, оптимизация при этом не самая лучшая - как результат, ради приемлемого фпс приходится играть далеко не на максимальных настройках.
Игра запускалась на ПК следующих конфигураций:
Настроек игра предлагает очень много, поэтому по итогам тестов делимся результатами. Лучше всего Serious Sam 4 идет на DirectX 11 и Vulkan, в случае с DirectX 12 в предрелизной версии присутствуют странные фризы, не связанные с появлением врагов или какой-то значительной нагрузкой на железо. Сами настройки разделены на 3 подкатегории, это CPU, GPU и память GPU. Чтобы не вдаваться в подробности, уточним, что на первой конфигурации приемлемый фреймрейт выдавался с настройками: высоко, низко, средне. В случае же со вторым ПК, он тянул игру на средних и даже высоких значениях, но не максимальных. Тот же мультисэмплинг, позволяющий сделать растительность более или менее нормальной, включить без критического падения кадров в секунду не удалось ни на одной доступной конфигурации.
Просадки fps случаются в основном во время разрыва противников на мелкие кусочки или во время прицеливания через оптику снайперской винтовки, тогда количество кадров в секунду может просесть с 70-80 до 30-40, но не ниже. Само собой, эти данные не отражают качество финального продукта, так как в день релиза ожидается объемный патч первого дня, однако все недочеты он явно не исправит.
Анимация моделей NPC оставляет желать лучшего, мало того, что двигаются персонажи в кат-сценах как болванчики из игр начала 2000-х, так у них еще и глаза у всех на выкате. Последнее, к слову, разработчики постарались завуалировать либо черными очками, либо невменяемостью персонажа.
Также стоит отметить некоторые проблемы с тенями. Не станем утверждать, баш это или низкие настройки графики, но в некоторых местах тени становятся чуть ли не объектами. Например, на одной из локаций есть двухэтажное сооружение с множеством дверей и окон, куда солнечный свет попадает лишь местами, так стены и пол внутри как будто залиты черной непрозрачной краской - выглядит это крайне странно и некрасиво, а контраст задают зеленые ящики без намека на тень, стоящие на черном полу. Будем надеяться, что разработчики это исправят.
На сей раз Сэм проведет зачистку Италии, а в частности Рим и Ватикан. Как можно догадаться, это совсем не пустыня, так что преимущественно мы будем сражаться на улицах города, в канализации или в ближайшем пригороде.
О локациях в игре можно сказать три вещи - они большие, они линейные и они пустые. Очень часто случаются ситуации, когда вы бродите по окрестностям, находите какой-то укромный уголок, в котором точно что-то должно быть, но там ничего нет - ни врагов, ни амуниции, ни даже секреток. Да, есть участки с плотной стрельбой, когда враги валят толпой, но стоит отойти чуть в сторону и вот уже перед вами абсолютно пустой коридор. И это обидно, так как обыскивать хочется каждый уголок, ведь в игре есть очень интересные и забавные секреты.
Обычно это своеобразные ловушки, обозначенные одиноко стоящей баночкой здоровья, добавляющей 1 hp. Она активирует определенный скрипт, спавнящей врагов, но самое интересное, это ситуации, в которые разработчики ставят игрока. Так, например, вы можете оказаться заперты в тесной кладовой с несколькими десятками простых врагов, а после их смерти во дворе появится такой же враг, но размером с десятиэтажный дом. В другом случае вокруг вас начнут появляться камикадзе и нужно искать способ выкрутиться из непростой ситуации. И вот эти мини-квесты интересно искать и проходить, но на один такой секрет приходятся десятки пустых углов и закоулков.
Основополагающий геймплей не претерпел особых изменений, Сэм бежит и стреляет из всего, что только может стрелять. Тут никаких откровений, но изменился контекст и детали. Так, например, в игре появилась прокачка способностей главного героя. Теперь в руки можно брать по два оружия, причем не только пистолеты, но и дробовики, и снайперские винтовки. Также оружие можно комбинировать, но все это нужно открывать за сферы, которые игрок находит при прохождении.
Очки также можно потратить и на другую ветку, она позволяет вести ближний бой, в частности использовать добивания, как это было в Serious Sam 3, некоторые подручные предметы вроде дорожных знаков, а венцом прокачки станет возможность оседлать быка, как это было показано в первом трейлере. Впрочем, это не единственное средство передвижения, в Serious Sam 4 выпадет небольшая возможность покататься на мотоцикле, а чуть позже в той же миссии и на хлебоуборочном комбайне. Но и это еще не все, из новой техники появился еще и настоящий робот - папамобиль, он также был продемонстрирован разработчиками в ранних трейлерах.
Среди противников появились новые экземпляры. Далеко не все из них гармонично вписываются в компанию уже привычных хнумов, гнааров и скелетов с Клира. так, например, появились вампиры, которые умеют телепортироваться, превращаясь в стаю летучих мышей, огнеметчики на джетпаках, а также гнойные здоровяки, плюющие в игрока кислотой, мутанты-заключенные и громилы с молотом в смирительной рубашке. Так или иначе, фишкой новой части разработчики назвали систему орды, когда одновременно на экране появляются сотни врагов. На самом деле эта возможность крайне ограничена и зачастую не чувствуется, что вы сражаетесь с сильно большим числом врагов, чем в прошлых частях серии. Да, местами противников действительно много, но как правило все они очень быстро идут в расход, чтобы не нагружать систему. Это не воспринимается, как что-то супер-необычно, конечно, за исключением самой первой сцены, вот тут челюсть отвисает от масштаба происходящего. Так или иначе, чего-то подобного в первой половине игры практически не встречается, а где это есть, вау-эффекта не происходит.
Конечно, в новой части присутствуют боссы в конце каждого этапа, но по факту они крайне слабые и неинтересные. От их атак легко увернуться, а вынести противника не составляет труда, особенно в кооперативе.
К слову о нем, в Serious Sam 4 присутствует кооперативный режим, впрочем, это не ново для игр серии. В этом режиме можно проходить все ту же сюжетную кампанию, но уже с друзьями. Как можно догадаться, врати усиливаются пропорционально количеству персонажей, но есть пара нюансов. В одиночной игре мы собираем сферы прокачки, дополнительные стволы, обвесы на оружие и так далее - все это, естественно, сохраняется, но не в кооперативе. Тут нет сохранения, при создании сервера вы просто выбираете уровень, на который хотите попасть и начинается бой. Но почему-то разработчики решили, что игрокам не нужно давать весь арсенал прошлых уровней.
Дело в том, что теперь структура квестов в игре изменилась, появились дополнительные цели и соответствующие награды за их выполнение. Например, за одно из первых таких заданий вы получаете автомат, а чуть позже подствольник на дробовик и все бы ничего, но при запуске игры в кооперативе вы всего этого лишаетесь. Да, у вас будет несколько нераспределенных очков прокачки, но тот же автомат из инвентаря пропадает, как и подствольный гранатомет, хотя патроны для него продолжают сыпаться из врагов. Сами дополнительные задания пропустить практически невозможно, они отображаются стрелками прямо в игре, как только Сэм подходит к определенной точке. В связи с этим не совсем понятно решение разработчиков лишить игроков части арсенала.
Это далеко не все улучшения, связанные с оснащением главного героя. Да, есть пушки с альтернативными режимами стрельбы, которые еще нужно получить, но также появились и дополнительные предметы, которые Сэм таскает у себя в карманах. Среди них голограмма, отвлекающая противников, бомба с газом, заставляющим врагов сражаться друг с другом, карманная черная дыра, засасывающая всех на карте, сфера, замедляющая время, ядерная ракета, а также коктейль, погружающий Сэма в режим ярости и небольшой лечащий шприц. Главная проблема это использование всего этого добра - если оружие теперь можно выбирать из привычного колеса предметов, то дополнительный инвентарь становится доступным при нажатии на кнопку Z, а затем нужно листать инвентарь правой кнопкой мыши, пока не найдешь нужный предмет. В пылу сражения это выглядит просто нелепо, когда герой начинает бегать от врагов, уворачиваться от их атак в поисках сыворотки ярости, а потом еще столько же времени ждать завершения анимации пока Сэм ее выпьет.
Подводя черту под всем вышесказанным, в целом игра получилась во многих моментах спорной и неоднозначной. Привычные локации в жаркой пустыне сменились тесными улочками, которые были и в прошлой игре, и уже там подверглись порицанию комьюнити и прессы. Геймплей вроде бы и тот же самый, но с целым ворохом нюансов, дополнительными предметами, странно оформленными побочными квестами, не самой передовой графикой. Складывается ощущение, что разработчики просто взяли привычную концепцию и сверху добавили всего, что только можно было включить в игру с таким сеттингом. Звуковое сопровождение получилось неплохим, но по большей части блеклым. Есть только несколько запоминающихся мелодий хорошо гармонирующих с антуражем, а также подчеркивающих момент. Говоря в целом, Serious Sam 4 вышел крепким середнячком, но некоторые новые фишки могут не понравиться фанатам.
+ CORE-ГЕЙМПЛЕЙ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ТРАДИЦИЙ СЕРИИ
+ ЗАБАВНЫЕ СЕКРЕТЫ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНО ИСКАТЬ
+ ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, РАЗНООБРАЗЯЩИЕ ГЕЙМПЛЕЙ
+ КООПЕРАТИВНЫЙ РЕЖИМ
- ГРАФИКА И ОПТИМИЗАЦИЯ
- РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И КООПЕРАТИВА
- ПЕРСОНАЖИ-КЛОУНЫ, НЕСМЕШНЫЕ ШУТКИ
Serious Sam 4 вышел крепким середнячком, но некоторые новые фишки могут не понравиться фанатам.