Летом вышел фильм «Ворон» – ремейк одноименного кинокомикса 1994 года, известного трагической смертью своей главной звезды – Брендона Ли.
Переосмысление культовой картины пытались запустить в производство последние 10 лет, и, кажется, момент наконец настал. Но насколько это хорошая идея, и есть ли у новой итерации мрачного графического романа хотя бы маленький шанс заполучить такой же статус, какой уже имеется у предшественника? Очевидно, что нет, но стоит вспомнить, какие три трагедии сопровождали оригинальный фильм на всех этапах производства.
Трагедия первая
1 января 1960 года в Детройте родился Джеймс О'Барр, быстро осиротевший и помещенный в детский дом. В течении следующих 18 лет он учился, рос и открывал в себе таланты – одним из которых стал талант к рисованию, которым он увлекся после прочтения комиксов Уилла Айснера. Несмотря на тяжелое детство, Джеймс смог найти любовь в лице юной девушки по имени Беверли. Они решили пожениться.
Счастье не продлилось долго. Версий произошедшего несколько, почти все из которых в разное время проговаривались самим Джеймсом. Самая частая версия повествует о том, как О'барр каким-то образом потерял свои водительские права, поэтому попросил Беверли зайти к нему домой перед свиданием. Независимо от версии, история сохраняет один трагический поворот: Беверли была сбита пьяным водителем и скончалась на месте.
Джеймс, конечно, стал винить в роковой случайности себя, и, чтобы сбежать от этого чувства, ушел в армию. Его часть расквартировали в Берлине, где он, по собственным воспоминаниям, «за два года службы ни разу не увидел солнце». Скорбь, вина и давящая серостью атмосфера немецкой столицы должны были во что-то вылиться. Так О'барр начал рисовать «Ворона».
Завязка комикса проста и, отчасти, подсмотрена из детройтской криминальной хроники: Молодая, недавно обвенчавшаяся пара, по пути домой застревает на загородной дороге из-за поломки автомобиля. Там их встречает четверка крепко обколотых отморозков, которые сперва отправляют в реанимацию главного героя Эрика, а потом насилуют и убивают его невесту. Однако через год Эрик воскресает в обличии Ворона – неуязвимого духа мщения, который по очереди наказывает всех причастных к своей смерти, а позже мирно воссоединяется с возлюбленной на том свете. Весь комикс – это пять томов мрачной расправы, пропитанной отчаянием, скорбью и грустью, и иллюстрированной потрясающим черно-белым рисунком. В качестве интерлюдии перед каждым томом присутствует мрачная поэзия, а главный герой периодически цитирует классиков или рассказывает анекдоты про Иисуса.
Несмотря на некоторую прямолинейность, комикс сквозит искренностью – это плоть от плоти личное высказывание. Возможно, именно по этой причине готовый комикс пролежал на полке 8 лет, пока его не перехватило издательство Caliber Press.
После выпуска под крылом Caliber, «Ворона» переделали в полноценный графический роман люди из Kitchen Sink Press, и в таком виде он обрел популярность.
Как известно, свято место не бывает в пустоте – поэтому на О'барра быстро вышли голливудские продюсеры с предложением экранизации его работы. Сперва он согласился, но узнал, что из его истории хотят сделать мюзикл с Майклом Джексоном. Тогда проект подвис в воздухе, а сам Джеймс, поняв, что создание «Ворона» не только не помогло ему побороть чувство вины, но и культивировало в нем ненависть, переключился на музыкальный проект Trust Obey – позже именно они написали саундтрек к фильму.
Ситуацию спас режиссер клипов Алекс Пройас, который был фанатом графического романа. Он предложил продюсерам противоположную задумку – снять черно-белый готический триллер. От этой крайности они тоже отказались, но взаимопонимание было налажено. В итоге все сошлись на идее мрачного боевика с приглушенными тонами и акцентом на красный цвет. Начался кастинг.
Трагедия вторая
На роль Эрика рассматривали Ривера Феникса и Джонни Деппа, но было принято решение искать кого-то с опытом съёмок в экшн-сценах. Так продюсеры вышли на Брэндона Ли.
Брэндон Ли пошел по стопам своего отца Брюса, который загадочно скончался в 1973 году. Он тоже овладел единоборствами и пробился в голливуд, успев сняться в фильмах «Подставленный», «Операция «Лазер», «Разборки в маленьком Токио» и «Беглый Огонь». Все они были комедийными боевиками средней руки, поэтому, когда на него вышли с предложением главной роли в мрачном боевике о смерти – Брэндон сразу согласился, так как считал, что этот фильм сделает его настоящим актером и звездой. К тому же, прочитав комикс, он преисполнился его атмосферой – после гибели отца Ли много увлекался темой смерти и даже приобрел себе катафалк.
К роли он подготовился серьезно: лежал в гробу, обложенный пакетами со льдом, чтобы «почувствовать, каково быть погребенным»; спал в своем гриме, чтобы создать эффект мертвецкой потертости; на интервью хвастался, что во время съемок одной сцены в него выстрелили 70 раз. На этом зловещие предзнаменования не закончились.
Студия Paramount, которая финансировала фильм, откровенно не верила в его успех. Бюджет всячески резали, а общие затраты на фильм с их стороны составили всего 14 миллионов долларов. Чтобы сэкономить на условиях труда, съемки были перенесены в Северную Каролину, где законы к выплатам и труду съемочной группы были не такими жесткими для студии. Из-за постоянной экономии несколько каскадеров получили серьезные повреждения, оператор сильно обжегся об линии электропередач, разъяренный сотрудник протаранил на машине часть декораций, а сам Брендон сильно поранил руку об бутафорское стекло.
Однажды сильный ветер снес большую часть декораций, и тогда люди с соседних площадок стали шутить, что «Ворон» – проклятый фильм. За свои шутки они позже поплатились – уже на одной из этих площадок случился пожар.
Все эти вещи тормозили съемки, но не заканчивали их – вплоть до 31 марта 1993 года.
К этому моменту почти все сцены были отсняты, а до конца съемок оставалось 4 дня.
Команда готовилась к сцене первой смерти Эрика – по плану Майкл Масси должен был выстрелить в Брэндона Ли из револьвера с бутафорскими патронами.
Однако фальшивые боеприпасы было слишком накладно покупать, поэтому был взят настоящий револьвер с настоящими патронами, из которых были вынуты пули и порох. Человек, занимавшийся этим, забыл вытащить капсюль. Когда он нажал на спусковой крючок, чтобы проверить безопасность, капсюль вытолкнул пулю в ствол. Это мог бы заметить штатный оружейник, но в тот день его решили не приглашать, потому что за одну сцену пришлось бы платить как за полный день.
Для создания эффектной вспышки в револьвер зарядили холостой патрон с порохом.
В момент выстрела он вытолкнул капсюль из ствола со скоростью боевого патрона, и тот врезался в живот Брэндона, перебив важную артерию и застряв в позвоночнике.
Все поняли, что произошло, только после команды «снято» – Ли все еще лежал на полу.
Актер был госпитализирован, но спасти его не удалось.
Брэндон Ли умер 31 марта 1994 года, за 17 дней до собственной свадьбы.
Трагедия третья
Внезапная смерть главного актера поразила весь Голливуд. Такого не случалось уже 13 лет, с момента смерти актеров фильма «Сумеречная зона» из-за халатности съемочной группы. Никаких разбирательств не было, а единственный судебный иск от матери Брэндона был погашен компенсацией в 3 миллиона долларов.
Paramount понесла серьезные репутационные потери и собиралась отменить почти готовый фильм.
Ситуацию спасла студия Miramax, которая выкупила фильм и дала миллион долларов на доработку. Оставшиеся сцены с Брэндоном Ли сняли с помощью дублеров и новейшей компьютерной графики, а также добавили закадровый голос.
«Ворон» вышел в прокат 6 февраля 1994 года, собрав по всему миру 144 миллиона долларов при бюджете в 15. Фильм быстро обрел культовый статус и оброс мифами, связанными с гибелью Брэндона Ли. Как он и предполагал, фильм сделал его звездой.
Вышел ли фильм хорошим? Безусловно. Лучше ли он, чем оригинальный комикс? Вполне.
Первое, что отличает фильм от комикса, это, конечно, динамика. Из статичных панелей Ворон выбрался в живой и динамичный экшн, отлично сделанный даже по сегодняшним меркам. Этому сильно помогает потрясающая работа со светом, маскирующая неудобные склейки. В целом все, что связано с техническими моментами превосходно создает душную атмосферу мрачного города, разрываемого бандитским беспределом.
Сюжет тоже несколько изменили – во-первых, Эрика сделали менее неуязвимы:там, где в комиксе от него отскакивали пули, здесь он может получить ранение и на несколько мгновений потерять бдительность. Это, а также две расширенных сюжетных линии из комикса – про полицейского и девочку – сделало главного героя более человечным.
Во-вторых, некоторые сцены поменяли местами, или переставили в другой контекст – финальная схватка с Топ Долларом здесь происходит на крыше церкви, а автомобильный сегмент, бывший на этом месте в комиксе, передвинули на другого персонажа чуть пораньше – это позволило создать хорошую градацию ставок.
Некоторые моменты вырезали – большинство рассуждений из внутреннего монолога Эрика порезаны на главные цитаты и вставлены в фильм равномерно, вырезано присутствие призрачного ковбоя, который объяснял бы происхождение сверхъестественных сил Ворона, а также большинство флешбеков с невестой главного героя. Все эти изменения, однако, пошли на пользу фильму, так как он стал крепче сбит.
Почему же эта часть статьи называется третьей трагедией? Все дело в том, что дух мщения в итоге отпустил Эрика из фильма. Но продюсеры никак не могут его отпустить.
Оригинальный фильм быстро породил 3 полнометражных продолжения разной степени паршивости и проходной сериал, а попытки запустить в производство ремейк шли последние 10 лет. По самым разным причинам все люди, писавшие и играющие в проекте, уходили из него до его начала съемок, будто какая-то высшая сила была против этой идеи.
«Ворон» с Биллом Скарсгардом – первая за 10 лет успешная попытка реализация ремейка. Правда, она провалилась в прокате, не говоря уже о каком-то вкладе в мировое искусство. Тягаться с тем историческим фоном, который мы рассмотрели выше, если не бессмысленно, то как минимум глупо.