Актёр и режиссёр Сергей Захарин успевает играть в Театре Романа Виктюка, ставить спектакли в театре-студии «Откровение» при ЦК «Сцена», работать как режиссёр и хореограф с московскими и региональными театрами. Перед премьерой спектакля «Моцарт и Сальери» он рассказал о театре-студии «Откровение» и своих постановках.
Сергей, расскажите, пожалуйста, о своей работе в Театре Романа Виктюка?
Роман Григорьевич это космический человек! Его энергия закручивает сценическое пространство, завораживает актеров на сцене так, что каждый спектакль получается магическим. Труппа театра просто уникальна! Каждый артист владеет пластической выразительностью, которую так ценит Виктюк. Работать на одной сцене с такими большими профессионалами как Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, Людмила Погорелова – это большое счастье. Один из любимых спектаклей Театра –легендарная «Саломея», где я играю роль Судьи и Пажа Ирродиады. Нравится и «Венецианка», в которой я превоплощаюсь в служанку Орию.
Как вы попали в театр-студию «Откровение»?
Это судьбоносно-случайная история. Несколько лет назад, когда художественным руководителем здесь был Алексей Казаков, моя однокурсница Ирина Скрипкина поступила в этот театр. И сразу начала репетировать спектакль «Виват, Синьора!» по пьесе «Трактирщица» Карло Гольдони. Но практически перед самой премьерой «слетел» актер. Режиссер срочно искал замену, и Ирина позвонила мне. В итоге я сыграл спектакль. А потом ещё несколько. После того как я окончил ГИТИС, я создал проект под названием «Захарин театр» из актеров-единомышленников. Мы создавали спектакли и играли на разных площадках Москвы. Алексей Казаков предложил нашей команде поставить и сыграть детский спектакль в одну из новогодних кампаний на сцене театра «Откровение». Так мы выпустили веселый, немного хулиганистый «Фунтик в цирке», который до сих пор идёт на площадке в Коньково. А уже после ухода Алексея Викторовича, новому директору, Анжелике Петровой, порекомендовали меня мои коллеги, так меня пригласили сюда в качестве режиссёра.
Сколько спектаклей вы уже поставили в театре-студии «Откровение»?
Шесть: «Провинциалка», «Маугли», «Нежность», «Кафе «Бродячая собака», «Аленький цветочек», «Настоящая принцесса». И вот скоро выйдет «Моцарт и Сальери».
Какие спектакли вам ставить легче: детские или взрослые?
Это сложный вопрос. И детские, и взрослые спектакли требуют полной отдачи в постановке. В нашем театре детские спектакли любят смотреть и взрослые, так как они сделаны искренне, в них заложены важные мысли, которые интересны любым возрастам. Я люблю экспериментировать, поэтому с артистами театра мы начали делать небольшие эскизы, наброски спектаклей. И если они получаются удачными, мы оставляем их в репертуаре. Например, спектакль «Провинциалка» был сделан за две недели. Приближалась «Библионочь», нам предложили в ней поучаствовать. Год Тургенева предопределил наш выбор, и родилась «Провинциалка» как процесс репетиции спектакля, плавно перетекающий в реальное действие. Там есть и закулисная жизнь со своей историей, и небольшой интерактив в начале. Позже появились «Кафе «Бродячая собака» и «Нежность», которые были благоприятно встречены публикой и вошли в репертуар. Они обозначены у нас как первая и вторая серии театрального сериала «Откровенные вечера», третьей серией будет «Моцарт и Сальери», премьера которого 6 апреля.
Расскажите подробнее об этих спектаклях.
Постановка «Кафе «Бродячая собака» основана на стихах Серебряного века, объединённых созданным мной сюжетом. В спектакле много пластических историй, дополняющих и продолжающих действие. Стихами Ахматовой, Цветаевой, Гумилёва, Есенина и других мы по-новому раскрываем темы взаимоотношений мужчины и женщины, темы Художника и творчества. Серебряный век настолько многогранен, что его читают вновь и вновь, находя там множества смыслов и подтекстов. Несмотря на ощущения глобальной катастрофы, в спектакле есть и юмор. Например, «Парижские частушки» Саши Черного мы положили на джазовые мотивы, и получилось очень забавно. Место действия – кафе «Бродячая собака», где, собственно, и кипела жизнь в те времена. Спектакль «Нежность» по одноимённому рассказу Анри Барбюса рассказывает человеческую трагедию. Зрелая женщина решила прекратить свою любовную связь с человеком, младшим её по возрасту. Она инсценировала свой отъезд, а на самом деле покончила жизнь самоубийством, заранее написав письма с разными датами. Это письма в пустоту, на них ответа, нет диалога. Это моноспектакль, где душевное состояние героини передаёт танцем и пластикой вторая актриса. Что касается «Моцарта и Сальери», материалом для постановки стала не только пьеса Пушкина, но и письма Моцарта, воспоминания его современников.
Что бы вы хотели сказать зрителю перед просмотром этого спектакля?
Слушайте больше классической музыки! Музыка – это идеальное искусство, к нему стремиться нужно всегда.
Какие творческие планы у театра-студии «Откровение»?
После премьеры мы приступим к новой постановке. Это будет «Зойкина квартира».
Расскажите, пожалуйста, о команде, с которой вы выпускаете спектакли. Это только сотрудники театра-студии «Откровение» или также приглашённые специалисты?
У нас замечательный профессиональный актерский коллектив. Хотя и небольшой, всего 12 человек. Есть выпускники Соломина, Сафронова. Есть актёры, которые приехали к нам из региональных театров, есть актёры-старожили, которые работают тут уже 15 лет и помнят двух предыдущих режиссёров. Но к работе над спектаклями мы часто привлекаем художников из других театров. На детские спектакли «Маугли» и «Аленький цветочек» мы приглашали художника Аню Абрамову, выпускницу МХАТа. На «Зойкину квартиру» зовём художника Сашу Карпейкину, тоже выпускницу МХАТа, она выпустила несколько спектаклей в Театре на Таганке и в нескольких региональных театрах. Сейчас у нас есть новый «штатный» художник по свету – Григорий Павленко, с ним мы делаем «Моцарта и Сальери», а до этого мы несколько раз приглашали Павла Бабина из театра Школа современной пьесы, художник по гриму – Оля Бобровская из Театра Виктюка.
Хореографией вы занимаетесь с актёрами сам?
Имея хореографическое образование, часто я сам по пластике работаю с актёрами и ставлю пластические номера в спектаклях. Но на некоторые работы я приглашаю хореографа.
Зритель театра «Откровение» – сложившаяся аудитория?
Конечно, у нас есть постоянные зрители. В основном, я думаю, это наш район Коньково. Наша задача сейчас, чтобы зритель хотел приходить к нам вновь и вновь, чтобы о нас узнали не только в нашем районе, но и во всей Москве.
Актёр театр и кино Сергей Захарин окончил актёрский факультет Театрального института при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, получил режиссёрское образование в РАТИ ГИТИС (мастерская Валерия Беляковича).
С 2011 года – актёр театра Романа Виктюка (занят в спектаклях «Венецианка», «Федра», «Коварство и любовь», «Саломея»). С 2012 года – актёр театра-студии «Откровение», в настоящее время является также режиссёром этого театра.
Как режиссёр-постановщик, хореограф, режиссёр по пластике работал в Театре Луны, Театре на Юго-Западе, Доме музыки, Мариинском театре, Новосибирском государственном театре оперы и балета (НОВАТ), Тамбовском театре драмы, Омском театре «Галёрка», Академическом театре драмы им. А.В. Луначарского (Пенза), Мичуринском театре драмы, Тюменском драматическом театре, Саратовском театре драмы им. И.А. Слонова.