Он — вчерашний выпускник медицинского училища, ставший главным и единственным врачом в сельской больнице. Легко ли поверить, что 1917 год человек называет самым счастливым в своей жизни? День за днем, в революционной тьме, которая в этом спектакле — завывающая метель, юной доктор спасает судьбы. Чтобы светить другим, нужно зажечь пламя внутри себя, чтобы помогать, нужно сделать шаг в неизвестность.
Моноспектакли легко оценивать: внимание зрителя либо есть, либо нет. Удержать зал, наполнить его верой и погрузить в свой мир — дар. На «Записках» вы сами — в 1917 году. В ваших руках скальпель, перед вами лежит бездыханное тельце девочки, вы смотрите на мертвого младенца, вы каждый день принимаете по сто пациентов. И все эти ощущения, образы в голове, мурашки и ком в горле создает своим голосом один лишь актер в тусклом свете лампы. Максим Блинов дает прощупать и увидеть каждого из второстепенных героев — спектакль наполнен ими, и перевоплощения происходят без штампованного наигрывания. Мы вправду видим каждого, а главный герой не пропадает даже на время появления других.
Просмотр этого спектакля — зрительский труд. Вы получаете истинный опыт переживания судьбы человека, стоящего напротив вас. Чувствуете страх, чувствуете неуверенность, но знаете, что все делаете правильно. Ответственность за чужие жизни, пришедшая слава талантливого врача, которая будто бы делает его беспомощнее, и невозможность сбежать из круга, который пророчит долг профессии, ведь он сам не сможет без этого — вырывается робкой фразой «Я же ведь тоже человек». И каждый раз после нового испытания зрители выдыхают, потому они сами были там.
Свет, музыка, звуки, ритмы, взмахивающая вверх полоса белых халатов так аккуратно касаются зала, что кажется, будто бы ничего и не происходит. Сценография обволакивает, она окутывает зал своей паутиной, и я растворялась в пространстве, не замечая перестановок и самого времени. Абсолютная органичность спектакля, органичность актера в работе с текстом и создают то самое волшебство, которое заставляет зал аплодировать стоя. Перед вами ничего не разыгрывали — вам приоткрыли дверь, в которую вы решили не просто заглянуть, а войти. Вам рассказали свою историю, как доброму другу, который поддержит спустя много лет.
Редкие спектакли можно рекомендовать без уточнений. Хорошо, но не для вас, интересно, но затянуто — стандартные фразы в обсуждениях постановок. Я радуюсь каждый раз, когда встречаю работу, талантливую от первых и до последних минут. Сходите в Мастерскую и подарите себе опыт сопереживания. Это честно, это стильно и глубоко, это то, что в один день станет классикой.
Автор: Михаил Булгаков
Режиссёр: Григорий Козлов
Автор инсценировки и исполнитель: Максим Блинов
Художник: Николай Слободяник
Музыкальное оформление: Владимир Бычковский
Свет: Дмитрий Албул
Видео: Фёдор Соколов
Помощник режиссёра: Алёна Паршина, Светлана Поваляева
Место: Санкт-Петербургский театр «Мастерская»
Продолжительность: 1.35 без антракта