Что вы знаете о театре Богомолова? Я думаю, не более, чем обрывки жёлтых газетных заголовков, пролетающих глубоко в сознании при взгляде на фамилию постановщика. Вот и я был в примерно похожей ситуации, и только после просмотра вспомнил, почему она мне знакома.
О содержании. Абсолютное отсутствие какого-либо цельного содержания – идеальное описание этого спектакля. Полученные вами при просмотре ощущения, в обычных случаях приводящие к пониманию сюжета, здесь показывают лишь общий посыл и тонкие эмоции, вкладываемые режиссёром. И это ни в коем случае не плохо, просто такого рода перформанс обезоруживает обыкновенного рецензента, привыкшего девяносто процентов текста уделять именно содержанию произведения.
«Волшебная гора» является триумфом качества над количеством. Умело жонглируя вашими желаниями, постановщик вкладывает в вас всего два мотива – смерть и пустоту, и растягивает их на весь процесс, что при отсутствии цельного сюжета могло бы стать фатальным шагом, но нет, вам в самом начале вручают иллюзию влияния на происходящее. Возникающий в голове вопрос «А что здесь, собственно говоря, происходит?» в сочетании с «А когда это уже закончится?» кажется протестом против действа, заставляя совершать определённые намёки на затянутость для актёров, но на деле вы попадаете в ловушку, предусмотренную постановкой. Познайте силу перформанса, как говорится.
И кажется мне, что можно было не называть спектакль «Волшебная гора», ведь никакой сюжетной связи с оригиналом в нём нет. В буклете было написано, что режиссёр имеет собственный взгляд на роман, но это очень слабо отражает суть происходящего. Однако, данный факт достаточно привычен для поклонников творчества Богомолова.
О декорациях. Лариса Ломакина – художник постановки, создала декорации, ассонирующие с действием и в первой, и во второй части (абсолютно разных по содержанию), но при этом не забывающие периодически отвлекать на себя внимание в начале спектакля. Слева от сцены стоит экран, на который позже выводятся размытые крупные планы лиц актёров. Изначально у меня возникло ощущение, что размытие – ошибка при съёмке, но потом стало понятно наличие в этом особого приёма, также дополняющего общую атмосферу.
Эпилог. «Идти ли?» - тот самый вопрос, на который не сможет ответить не один человек, ведь содержание спектакля просто не даёт даже самой малой рецензии наполниться прямыми ответами и посылами. Ощущения, находящиеся вне основного мотива, слишком тонки для описания и познать их суть вы сможете только при личном посещении. Всё что в моей власти - посоветовать вам обязательно попасть на ближайшую дату постановки в «Электротеатре Станиславский» (4 января) и составить своё мнение о этой части современного российского театрального искусства.
Режиссер: Константин Богомолов
Актёры: Константин Богомолов, Елена Морозова
Художник: Лариса Ломакина
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительность: 1 час 10 минут