Когда видишь, что где-то поставили очередной «Вишнёвый сад», сразу становится интересно, чем же он будет отличаться от других. В театре «Студия.project» режиссёр Юлиана Лайкова сделала классическую постановку, просто по Чехову. В спектакле есть достоинства, но есть и недостатки. Этот текст не для тех, кто ни разу не видел эту пьесу. Если так, то закрывайте рецензию, идите на постановку, вам обязательно понравится. Если же вы видели много «Вишнёвых садов» и думаете, идти ли сюда, то читайте дальше…
Первое, про что хочется сказать, это пространство. Идея сделать спектакль в особняке сама по себе замечательная, но реализация вышла не очень. Зал неудобный, приходится постоянно вертеться, чтобы увидеть сцену (если, конечно, не сидишь в первом ряду). Но удобство зрителя не самое главное. Видно, что актёры чувствуют себя некомфортно, им тесно. В некоторых сценах они не знают, куда себя деть, как встать, чтобы не загораживать коллег. Пространство очень маленькое и, казалось бы, должна создаваться интимность, ведь зритель так близок к актёрам, но нет, создаётся лишь теснота.
Коротко напомним сюжет пьесы: помещица Любовь Андреевна Раневская вместе с дочкой Аней приехала из Парижа в свой дом, который собираются продать за долги. Кроется надежда, что дом останется у них, но она слишком мала. Жильцам придётся покинуть родное поместье с любимым вишнёвым садом, который когда-то был предметом гордости. Все вроде готовы уезжать, что подчёркивается бардаком вокруг: переполненный обшарпанный шкаф, стулья вверх ножками, занавески кое-как наброшены на карниз, никто не следит за порядком в доме. На стены натянута строительная плёнка, некоторые предметы мебели накрыты тряпками. Раневская, привыкшая к жизни в роскоши, не принимает того, что разорена, и в ней остаются барские замашки. По крайней мере, так должно быть по сюжету. У актрисы Надежды Лариной Раневская не получилась. Нет аристократической грации, осанки, манерности. Хочется видеть ласковую женщину с обворожительной улыбкой, но увы, этот образ получился пустой.
Ермолай Лопахин, который вырос в поместье, так как его отец был крепостным у предков Раневской, любит Любовь Андреевну как родную. Он искренне хочет помочь и предлагает план: вырубить сад и сдавать его под дачи. Никому такая затея не понравилась. В день аукциона Лопахин выкупил вишнёвый сад.
«Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…»
Этот монолог был самой яркой точкой спектакля. Речь, произнесённая экспрессивно, с мощнейшим энергетическим посылом, буквально прибила к стулу и заставила вцепиться глазами в сцену.
По замыслу режиссёра должен был получиться классический «Вишнёвый сад». Довольно смело делать постановку, в которой практически нет режиссёрских «фишек». Ведь тогда всё ложится на плечи актёров. В данном спектакле актёрская игра подвела. Конечно, не полностью. Но кроме пустой Раневской был еще абсолютно беспомощный Петя, вечный студент, в исполнении Даниэля Андрущука. Его персонаж полностью затерялся среди других. Спектакль получился неплохим за счёт остальных актёров. Хочется отметить Никиту Борисова (Фирс), Василия Молодцова (Лопахин), Александра Туравинина (Гаев), Алису Ефремову-Лисичкину (Аня). Эти актёры соединились со своими персонажами, поняли их, оправдали и поэтому слились в единое целое. Им веришь, сочувствуешь. Работа композитора, Кирилла Архипова, тоже на высоте. Музыкальная составляющая очень важна в спектакле, а эти фортепианные мелодии, задевающие струны души, заполняли атмосферные пустоты и вызывали эмоции.
Сейчас идут первые показы, поэтому, надеюсь, актёры вживутся в эту историю, перестанут заговариваться и поймут своих персонажей. Спектакль может быть хорошим, если, во-первых, перенести его на нормальную сцену, а во-вторых еще чуть-чуть поработать над образами.
Режиссер: Юлиана Лайкова
Художник: Зилия Канчурина
Композитор: Кирилл Архипов
В ролях: Надежда Ларина, Алиса Ефремова-Лисичкина, Даниэль Андрущук, Василий Молодцов, Валентина Селезнева, Андрей Ванин, Надежда Кувшинова, Александр Туравинин, Алина Туравинина, Александр Мишунин, Дмитрий Дембровский, Никита Борисов
Место: театр «Студия.project»
Продолжительность: 1 час 45 минут