Ждём звонка, ждём письма, ждём «лайка» в соцсети, ждём отпуска, ждём выходных, ждём встречи… Сначала ждём окончания школы, потом института, потом пенсии, потом смерти… А также ждём конца света, апокалипсиса и прихода мессии... Всё время ждём, ждём, ждём… Вся человеческая жизнь – сплошное ожидание.
Именно тема ожидания зацепила создателей спектакля «В режиме ожидания Годо» театра «Балет Москва». За основу они взяли известную пьесу Сэмюэля Беккета и поработали с апофеозом абсурда, добавив персонажей. Получился танец-предчувствие, танец-предвкушение, танец-поиск чего-то неведомого. Иногда он сменяется на танец-раздражение от того, что неведомое не приходит. А иногда на танец-борьбу с ожиданием.
Беккетовские герои Эстрагон и Владимир сидят под деревом и ждут некоего Годо. Неизвестно, кто он, когда придёт и что им от него нужно, но ждут. При этом герои ссорятся, мирятся, болтают. Из необычных происшествий в их ожидании лишь визит странной парочки с нездоровой зависимостью друг от друга – Поццо и Лакки. В остальном – день сурка. Факт существования Годо подтверждает только мальчик-посыльный, сообщающий, что он сегодня быть не может.
Кто этот Годо? Бог? Смерть? Спасение? Что-то из современной жизни? Что-то из прошлого? Стоит ли его ждать? Или ничего не остаётся, как ни ждать? Ожидание становится рутиной. Жизнь течёт в режиме ожидания.
Эту историю труппа «Балета Москва» рассказывает хореографией. Помимо пяти беккетовских героев на сцене появляются и новые, но знакомые лица. Например, в трёх девушках-пришельцах из неведомых миров легко «читаются» чеховские «Три сестры», также ждущие непонятно чего. Танцуют здесь и «железный дровосек», и Мальвина, и некая певица. Есть также героиня «Нормальная», которая пытается осмыслить всё происходящее.
Современный танец отражает как мучительное ожидание, так и жизнь, идущую на его фоне: ситуации борьбы разных персонажей, безудержное веселье, праздное шатание. Есть даже сцена непритворной драки. Всё происходит на ярко-зелёном подвешенном к потолку линолеуме. Иногда артисты выполняют абсолютно акробатические кульбиты и скатываются с «горок» по бокам пространства.
Иногда мистически появляется огромный прозрачный шар. Он то парит над сценой, то катается по ней, то зависает сверху, а однажды накрывает одного героя. То ли это летающая тарелка, доставившая трёх сестёр, то ли смерть, то ли судьба. Или всё вместе. А может это и есть Годо. Каждый сам для себя решит, что ему ближе.
Спектакль прямо намекает, что виртуальное всё больше вытесняет реальное. В одной из сцен герой так увлеченно пялится в свой телефон, что не замечает опасности для своей жизни, и выпускает его из рук, только когда применяют силу. А ближе к финалу все танцоры выходят на сцену погружённые в свои планшеты и не видят ничего вокруг.
Музыка меняется в зависимости от динамики действия. Совсем не потеряться в абсурде происходящего помогает голос, сообщающий те или иные фрагменты из пьесы Беккета. Череда бессвязных действий, выполняемых разными персонажами, сливается в захватывающий танец. А он пролетает на одном дыхании.
Хореографы: Анастасия Кадрулева, Артем Игнатьев
Композитор: Энтони Рушье aka A.P.P.A.R.T (Франция)
Художник спектакля: Дмитрий Разумов
Художник по свету: Тадас Валейка (Литва)
Исполнители:
Владимир – Александр Шуйский
Эстрагон – Роман Бородин
Поццо – Алексей Нарутто
Лакки – Артем Игнатьев
Мальчик – Андрей Тихонов
Нормальная – Ирина Лобкова
Три сестры – Анастасия Пешкова, Галина Грачёва, Камила Могилёва
Певица – Мария Бодрова
Мальвина – Ольга Тимошенко
Дровосек – Илья Романов
Место: Центр им. Вс. Мейерхольда
Продолжительность: 1 час