Тонкая и поэтичная постановка. Знакомые всем чеховские герои на сцене Студии театрального искусства блуждают и томятся среди берёз, которые являются полноценными героями театрального действия. Не дубов, не рябин, не осин, а именно берёз.
Стройные, сильные и красивые стволы словно клетка окружают души русских людей, и не дают этим душам оторваться от земли. Не дают им спокойно уехать не только в знаменитую «В Москву. В Москву». Сразу вспоминаются русские эмигранты, которые скучают именно по березам. Вспоминаются и многие, кто остаётся, зная, что без этих деревьев не сможет. И не случайно, в конце на сцене не будет берёз, останутся лишь чемоданы.
Берёзы не дают замечтаться, не дают увидеть даль. Герои все время за эти деревья цепляются, то обнимают их, то скрывают за ними свои тайны, то пьют с ними за свою тоску, то узнают новые истины, то делятся с ними своими мыслями. Удивительная работа со светом по-разному оттеняет тёмные полосы на белых стволах. Деревья как души чеховских персонажей: все в шрамах от воспоминаний, но все тянутся и тянутся куда-то ввысь, к мечтам о лучшей жизни.
Молодые выпускники ГИТИСа не перестают восхищать мощью своей игры. Почти при полном отсутствии декораций они затягивают зрителя в этот непростой и очень трагичный мир одиноких людей. Молодых, но уже обречённых. Людей, которые не могут и не умеют быть счастливыми, людей с тонким душами, людей чувствующих и людей мыслящих. Они словно живут не в то время, не с тем мужем, не с той женой, не в том месте, и всё ждут светлого будущего, упрямо идут к нему, а на пути их непроходимый лес. Лес мещанства, лес глупости, лес пьянства и той, иногда грубой, пошлости русской жизни, о которой так много писал сам Чехов.
Солнечный свет и берёзовый сок ясных мыслей о светлом будущем сестёр в начале спектакля к финальной сцене превращается в пыль, мрак и тёмный кирпич задника сцены. И если младшая сестра Ирина в первых актах лёгкая, свежая, ясная, то с каждым новым ударом судьбы она становится все мрачнее и тяжелее. Так, в круговерти жизненных трудностей и разочарований исчезают со сцены и изящные берёзы. Сцена, когда берёзовая роща стремительно уносится, совпадает с моментом расставания Маши и Вершина. Очень сильная сцена, в других режиссёрских почтениях «Трёх сестёр» редко можно встретить столь драматичный вариант именно этой сюжетной линии пьесы.
«Три сестры» в СТИ – это очень красивая и очень грустная сказка. О любви, о чести, об одиночестве, о высоких порывах души русского человека. «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит». В наши дни, кажется, что безвозвратно ушли те люди... и бродят по свету лишь взбалмошные Наташи, которые няньку выгнать могут. А где же те сестры? Остались в берёзовых рощах? А рощи где? Заблудились среди берёз, а выход из этого лабиринта пока так и не нашли.
Спектакль «Три сестры» сочинила постоянная постановочная команда «Студии театрального искусства»: режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский, композитор Григорий Гоберник, художник по свету Дамир Исмагилов.
В ролях:
Прозоров Андрей Сергеевич – Даниил Обухов
Наталья Ивановна, его невеста, потом жена – Екатерина Копылова
Его сестры: Ольга – Мария Корытова ,Маша – Дарья Муреева,
Ирина – Елизавета Кондакова
Кулыгин Федор Ильич, учитель гимназии, муж Маши – Лев Коткин
Вершинин Александр Игнатьевич, подполковник– Дмитрий Липинский
Тузенбах Николай Львович, барон, поручик – Никита Исаченков
Соленый Василий Васильевич, штабс-капитан – Александр Медведев
Чебутыкин Иван Романович, военный доктор – Сергей Качанов
Место: СТИ
Продолжительность 3 часа 10 минут.
Фото: Александр Иванишин