В основе премьерной постановки одноименный роман Дмитрия Глуховского, вышедший в 2017 году и адаптированный для сцены автором. Жанр создатели спектакля определили как «кибернуарная драма».
Главный герой, филолог – первокурсник Илья живет с мамой в Лобне, сдает первую сессию, дружит с девушкой и неожиданно все меняется. Он попадает в тюрьму на 7 лет за подброшенные в клубе наркотики - милиционером Петром Хазиным, своим альтер-эго. По возвращении Илья не находит ничего – мама умерла за два дня до его выхода, девушка собирается замуж, друг занят собой. Но легко находится страница в соцсетях, принадлежащая Хазину, которому Илья решил отомстить. Дальше сюжет закручивается по законам блокбастера, заполучив телефон убитого Петра, Илья примеряет на себя как маску его жизнь, и, в конце концов, попадает в криминальную историю и тоже погибает.
Телефоны заменили людям реальную жизнь, стали практически частью тела и резервным хранилищем/памятью, «капсулой времени». И в спектакле самый главный герой – смартфон Петра Хазина в руках Ильи, повествование идет через него. Всего в постановке задействовано 8 таких гаджетов – 4 на сцене и еще столько же снимают происходящее. Прокручивая фотоальбом, Илья оживляет и показывает своего альтер-эго. Через смс он, фактически, ведет жизнь за него и общается с его девушкой, коллегами, родителями.
На сцене доминирует огромный экран, составленный из нескольких частей, которые перемещаются как окошки на экране смартфона; на них проецируются крупные планы, селфи, смс-ки, все происходящее на сцене и за ней. Спектакль очень кинематографичен – в начале просто кажется, что сейчас будет кино. С экрана на зрителя надвигается снятая дроном лобненская ободранная многоэтажка и вся ее невеселая жизнь.
Некоторые персонажи появились на сцене только в виде своих проекций – Олег Меньшиков (художественный руководитель театра) снялся в роли старшего товарища-наставника Петра. «Новый литературный театр в диджитале» – так описал свою последнюю работу М. Диденко. Произошедшее совмещение мультимедиа с драмой, раздвигает границы театра или почти их отменяет.
В постановке узнаваемы не только визуальные приметы времени, но и его социальные проблемы: кастовость современного общества, неравенство, бесправие рядовых граждан, высокая терпимость к насилию. Настоящий кибернуар, безысходность которого не перебивает витальность и молодость героев. Все умерли, хеппи энда не состоялось, но это даже и не напрягает. Самое радостное, что было у героев – фоточки из Тайланда и мечты.
В свое время вышедший роман Глуховского называли «спорным» и читали; этот спектакль Диденко тоже спорный. Чтобы было о чем спорить, его стоит увидеть
Автор: Дмитрий Глуховский
Режиссер: Максим Диденко
Художник-постановщик: Галина Солодовникова
Композитор: Александр Карпов
Хореограф: Ирина Га
Свет: Сергей Васильев
Действующие лица и исполнители:
Илья: Илья Маланин
Петр: Артем Ткаченко
Нина:Кристина Асмус
Место: Театр им.Ермоловой