Пластические спектакли всё больше захватывают театральные сцены. Многие зрители еще не поняли: нравится им подобное или нет. Зачастую причиной этого является то, что постановки недоработанные, в них не хватает атмосферности, внятности. Гоголь-центр представил спектакль «Шекспир», который, даже не будучи любителем подобных действ, хочется поставить во главу российского пластического театра.
Во многом трагедии Шекспира себя уже исчерпали. Различные постановки отличаются только переводом, актёрами и декорациями. Режиссёр Евгений Кулагин вместе с хореографом Иванов Естегнеевым создали новый язык для прочтения всем известных текстов.
Зрителю предлагают посмотреть на знакомые сюжеты с обратной стороны и погружают в тёмный мир, наполненный болью, разочарованием, насилием и, конечно, любовью. Самое главное во время просмотра — окунуться в атмосферу, которую создают исполнители, музыка, свет. Актёры вживаются в мир без слов. У них отняли возможность говорить языком, поэтому они говорят всем телом с невероятной силой. То находятся в напряжении, вытягиваясь словно перетянутая струна на скрипке, готовая лопнуть. То становятся мягкими, словно глина, из которой можно слепить любого персонажа. А иногда даже каждой клеточкой тела сжимаются от боли и ужаса.
Тьма затягивает в тяжёлый сон, наполненный мучительными сценами. Чтобы зритель не потерялся во мраке без текста, над сценой пишут, что происходит: «Монолог 1», «Отелло», «Монтекки VS Капулетти» и тд. Монологи напоминают заклинания, архаичный язык, перемежающийся с шепотом, хрипом и дыханием. Происходящее на сцене завораживает будто мистическое действо, окружённое тайной. Показывают моменты, которые при обычном прочтении остаются в стороне. Например, ужасающая сцена – роды Гертруды. Измождённая женщина одного за другим рожает мертвых детей. Актриса (Ирина Выборнова) долго извивается в муках, пока, наконец, не появляется живой ребёнок.
Некоторые известные всем моменты показаны с абсолютно иного угла обзора. Например, сцена ссоры Монтекки и Капулетти. Вместо словесной брани это пластический баттл, в котором каждая семья придерживается своего стиля (как точки зрения). Музыка в этой сцене, как и во всём спектакле, просто необыкновенная.
Постановщики раз за разом окунают зрителя в глубины переживаний, заставляя сочувствовать героям. Одна из ярчайших сцен – «Офелия тонет». Это конвульсии, в которых бедная девушка пытается ухватиться за жизнь. Борьбу воспринимаешь как свою собственную, проникаясь к героине и её мукам. Потом она метафорично превращается в реку, «плывя» по рукам молодых людей.
Внезапно тьма разрушается, и мы оказываемся в волшебном лесу. Золотые деревья, блеск, танцы, улыбки. На контрасте с мраком это кажется странным и неуместным. Один Байрон, который был в муках несколько минут назад, теперь поёт. Счастье и улыбки кажутся неестественными, но потом просто воспринимаешь это как эмоциональную передышку, дарованную зрителю и актёрам.
Запоминаются своей красотой ещё несколько сцен: сон Джульетты, где она тонкая, изящная, парит в руках партнера словно свечка. Экспрессивная Леди М., которая сносит волной несчастья всё на своём пути. Герои в муках сумасшествия переплетаются во мраке в единое целое. Вдруг выпадает огромный золотой занавес, к которому все тянутся. Они с надеждой хватаются за него, пока он их не поглотит. «Дальше – тишина» – красуется надпись над сценой.
Работа всех создателей спектакля (режиссёр, хореограф, художники, композитор, актёры) заслуживает высших похвал. Без абсолютно чёрного пространства, созданного Ксенией Перетрухиной, необыкновенного света (Лена Перельман), который в стократ усиливает восприятие от пластики, мощнейшей музыки, накрывающей мраком, без удивительной актёрской игры и пластичности не получилась бы полная картина постановки. Именно сливаясь в единое целое, всё это поглощает, затягивает, завораживает и пугает.
Режиссер: Евгений Кулагин
Хореографы: Евгений Кулагин Иван Естегнеев
Художник: Ксения Перетрухина
Художник по свету: Лена Перельман
Композитор: Энтони Рушьер aka A.P.P.A.R.T
Костюмы: Полина Гречко
Музыкальный руководитель: Андрей Поляков
Ассистент режиссера: Надежда Веселова
Исполнительный продюсер: Дарья Артемова
В ролях:
Филипп Авдеев
Один Байрон
Игорь Бычков
Ирина Выборнова
Людмила Гаврилова
Марат Домански
Гоша Кудренко
Юлия Лобода
Светлана Мамрешева
Артем Немов
Александра Ревенко
Евгений Романцов
Евгений Сангаджиев
Игорь Шаройко
Артем Шевченко
Семен Штейнберг
Ян Гэ
Место: Гоголь-центр
Продолжительность: 2 часа