Где-то под Киевом живут Катя и её дочь Оксана. Одни. Без мужика. Как –то справляются. Жизнь заставила справляться. Саша – Катин муж и военный офицер недавно умер. От сердечной недостаточности. В ванной. Скатали в ковер, да так на скорой и увезли. Ковер не вернули даже. А ведь хотелось Саше, наверно, как военному офицеру в бою погибнуть. Да не сошлось. И ни у кого как-то не сошлось. Катя под старость лет без мужа, Оксана на седьмом месяце от какого-то Олега, который так и не появится. С мужиками тут вообще плохо. Их почти нет. Время такое в Украине. Кто на той стороне, кто на этой, кто с автоматом, кто уже в земле. Вот и Саша непонятно где. Вроде умер, а каждый день Катя с Оксаной с ним разговаривают, как с живым. Просят вернуться. А как вернешься оттуда? Не получится. Нет. Всё им Саша мерещится.
Минимализм в декорациях и действии сознательно погружают в атмосферу замершего времени. Вроде проходит два года, а всё и все на том же месте. Из всех декораций только стол, за которым матушка Украина готова накормить всех страждущих; экран монитора, который символично показывает то зарождение жизни (и, соответственно, любви) внутри утробы Оксаны, то хроникальные кадры военных действий в Украине (то есть полная противоположность жизни и любви) и множество ковров вокруг, как символы смерти Саши для Оксаны и Кати.
Неизменный миротворческий хит Леннона «Imagine» звучит в спектакле лейтмотивом. Нельзя сказать, что приём оригинальный для такой темы, но эмоционально работает всегда. В целом художественное оформление спектакля создает пограничную между уютом и нескончаемой депрессией атмосферу. Ничего не меняется в мире. Как уходили мужчины на войну, так и уходят до сих пор. Как ждали женщины их назад, так до сих пор и ждут. Кто-то не дождется никогда. И общая женская просьба: «Саша, вынеси мусор!» так и останется невыполненной. Тема отсутствия в доме мужского плеча лаконично раскрывается только через эту фразу. И это хорошо.
Женщины не особо переживают и задумываются, как им существовать дальше одним. Они знают как. Но горе от потери не проходит. И всем (Кате, Оксане, Украине) остается только тихонько утереть слезы по ушедшим воинам и жить дальше. Солдаты будут уходить снова и снова, не понимая, что гораздо лучше остаться дома. Установить на зиму твердотопливный котел, чтобы было тепло; помочь по-хозяйству, мусор вынести. Идея извечного стремления к войне в пьесе небанально раскрывается через возвращение Саши с того света, когда объявляют шестую мобилизацию. Женщины, конечно, удивлены. Сам же говорил, что невозможно вернуться. Но, как говорится, если очень хочется, то можно. И только в строй.
Огромная удача спектакля – актеры. Нервная сдержанность героев Дарьи Степановой и Екатерины Ложкиной гармонично сосуществуют с невероятным обаянием Ивана Солнцева и Юлии Башориной. Последняя здесь играет несколько образов по сути заключенных в один – саму Украину. В её уста вложены почти все авторские ремарки и звучат они так, словно страна рассказывает о жизни своих дочерей. В сцене на кладбище она плакальщицей страдает по ушедшим, а в конце теплым очагом согревает живых.
Чудесно лаконичная история о боли потери. Манифест пацифизма и любви, выражающийся через беспросветный быт двух стойких и всё-таки жизнерадостных женщин. Здесь нет дорогих театральных эффектов, нет «модных» приемов современного театра. Но есть честная история, от честных людей; сделанная местами наивно, но от этого не потерявшая свою целостность, стиль и искренность. Всем любителям простых камерных спектаклей.
Автор: Наталья Ворожбит
Режиссер: Алессандра Джунтини
Художник: София Матвеева
Саша: Иван Солнцев
Катя : Дарья Степанова
Оксана: Екатерина Ложкина-Белевич
Матушка Украина – Юлия Башорина
Место «Невидимый театр» на сцене «KarlssonHaus»
Продолжительность: 50 минут.
Фото: Полина Алёхина