Отношение к Сталину и к эпохе сталинизма до сих пор не разрешено ни на государственном уровне, ни в умах людей — это раскалывает общество на поклонников вождя, крепкой руки и репрессий, и на тех, кто осознает эти годы величайшей трагедией и террором по отношению ко всей огромной стране. Сталину, обладающему неисчерпаемыми административными ресурсами, удалось успешно скрыть историю своего детства, юности и первых лет революционной борьбы. Достоверной информации мало, но и постановка не об этом: основой послужила пьеса М. Булгакова «Батум» (запрещенная к постановке самим Сталиным), роман Ф. Достоевского «Бесы» и современные биографические исследования.
События на сцене охватывают период от момента, когда Сосо Джугашвили покинул семинарию для того, чтобы посвятить себя делу революции, до первого ареста. Основу действия составляют диалоги и мизансцены, которые происходят на движущихся платформах или перед огромными задниками. Сценография Николая Рощина – это несомненный успех, умное и красивое визуальное решение для небольшого количества актёров и камерных сцен на такой огромной сцене.
Небольшие платформы с уютной детализацией прямолинейно определяют место действия и дают возможность быстро сменять место действия. Сначала зритель оказывается в церкви семинарии, где происходит прощание с матерью (как расставание с прошлой жизнью). Потом – город и уютная квартира: Сосо Джугашвили уже главный в боевой ячейке. Обсуждения планов, вино, все молодые и весёлые. Вместе с героями оказываешься на пикнике, становишься свидетелем первых ссор и интриг.
В конспиративной квартире Джугашвили убеждает Сандро пожертвовать собой ради спасения товарищей, а главное — себя. Отсюда уже во все стороны расходятся смерти, как способ манипуляций и козырь в политической борьбе, пока только с близкими друзьями, которых он легко обманывает и предает. Позже, в сцене с Бархатовым и его сыном — примеривание на себя роли Бога, немного прямолинейная, но как раз наглядно иллюстрирующая логику и идеологию будущего Сталина. Позже, на кладбище, Джугашвили уже не скрывает своего лица, свойственной ему жестокости и насилия.
В финале все платформы кружат в хороводе, оставляя на сцене камеру с арестованным и избитым Сосо Джугашвили и морг с лежащим на каталке Сталиным, которого играет Петр Симак. Происходит фантастическая встреча обыкновенного подлеца и предателя с собой — тираном и убийцей тысяч безвинных людей.
Приглашенный на роль Джугашвили Владимир Кошевой одинаково органичен и в роли пламенного революционера, и в роли беспринципного циника и бандита. Все актёры, играющие друзей его молодости, создают характеры за короткое время, что довольно сложно при прямолинейном и быстроменяющемся действии. Особенно хороша Анна Блинова: ей снова удаётся молниеносно измениться — от юной барышни, полной благородных идей, до взрослой и несчастливой женщины, потерявшей отца, и любящего её мужчину.
Получился качественный продукт на тяжёлую тему, однако само появление такого спектакля вызывает вопросы. Ведь понять зачастую значит простить, а действительно ли жизнь Сталина — это контекст, когда нужно разбираться в мотивах и предыстории? Гораздо важнее последствия и то, как мы с этим живем, не оценив и не признав масштабы трагедии; с тем, что никто не попросил прощения у жертв этих страшных лет.
Режиссёр: Валерий Фокин
В ролях: Владимир Кошевой, Петр Семак, Александр Лушин, Иван Ефремов, Алексей Васильченко, Анна Блинова, Владимир Лисецкий, Николай Белин, Елена Немзер, Дмитрий Бутеев
Место: Александринский театр
Продолжительность: 1 час 50 минут