Сколько же было написано и снято в 70-80-е годы о «простом советском человеке». Наверное, нигде кроме самиздата и фантастики никаких других героев и не было. Но спустя несколько десятилетий, почти всё это утратило актуальность и узнаваемость. Только не проза Василия Шукшина. Его правда, ювелирная точность характеров и простота языка, за которой то самое писательское мастерство, невероятно востребованы именно сейчас, в наше время тотальных фейков и глянцевых обложек, скрывающих под собой пустоту. Шукшин даёт возможность нам сегодняшним всмотреться в себя и окружающих, увидеть то, что спрятано за внешним и сиюминутным.
Пространство театра «Сфера» как нельзя лучше подходит для постановки по рассказам Василия Макаровича – тут камерно, уютно и вместе с тем можно выходить в одну дверь, ставя точку в какой-то из семи историй, и возвращаться с новой уже из другого угла. Даже удивительно, как много решений можно найти в использовании этого небольшого зала.
Режиссёр Юлия Беляева пошла по тому же пути, что до неё выбрал Алвис Херманис (про «Рассказы Шукшина» в Театре Наций знают, пожалуй, даже совершенно далекие от театра люди). В «Раскасе» тоже друг за другом следуют истории Шукшина, объединённые общими сценографическими и драматургическими элементами (в «Сфере» это грузовик посреди сцены и развеселый народный ансамбль), здесь тоже много музыки и песен («Раскас» изначально обозначен как «выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности в 7 частях»).
Впрочем, я совершенно не хочу сравнивать эти две постановки: перед нами совершенно разные спектакли, разный театральный язык и режиссёрский замысел. Главное, что Шукшин везде настоящий. Поэтому в унисон смеётся весь зал над незадачливым женихом из «Чередниченко в цирке», тепло становится от улыбок, когда на сцене «Одни» и все застывают в пронзительном молчании в финале «Раскаса» или «Жена мужа в Париж провожала». Поют на сцене замечательно, танцуют тоже, поэтому не покидает ощущение, что ты действительно оказался на концерте. Без особых декораций и реквизита почти с первых же минут переносишься на деревенскую улицу или двор уездного города, в атмосферу тех лет.
С Шукшиным ещё вот какая проблема для не слишком хороших актёров: соврать или плохо сыграть не получится. Обманчивая простота и доступность персонажей оборачивается трудной задачей для тех, кто на сцене. Но это не о спектакле «Сферы». Честно, без фальши и по-настоящему играют абсолютно все. Иногда не успеваешь уследить за сменой образов. Кажется, что на сцене появляется гораздо больше актёров, чем заявлено. Чувствуется в них какой-то задор, кураж. И даже заслуженно долгие аплодисменты в конце разбавляются частушками.
«Раскас» – классический спектакль (в современном понимании), его можно смотреть в любое время года, в любой компании и настроении. «Раскас» – это и зеркало, и дань памяти таланту Василия Шукшина и тому времени. Когда деревья были большими, а люди... Люди всегда остаются такими, как в шукшинских рассказах – неидеальными, подчас смешными и нелепыми, добрыми или не очень, иногда – грубыми и злыми, красивыми и тонкими, даже если всё это спрятано очень глубоко.
Режиссер – постановщик: Юлия Беляева
Художник-постановщик: Ольга Хлебникова
Хореограф – постановщик: Маргарита Журавская
Педагог по вокалу: Галина Гусева
В ролях:
Олег Алексеенко, Ирина Мреженова, Марина Заболоцкая, Павел Гребенников, Евгения Казарина, Ольга Аксёнова, Людмила Корюшкина, Сергей Вольхин, Вячеслав Кузнецов, Александр Коршунов, Татьяна Филатова, Анатолий Смиранин, Валентина Абрамова, Денис Береснев, Никита Спиридонов, Валерия Гладилина, Софья Реснянская, Екатерина Давыдова-Тонгур, Павел Степанов
Музыкальный ансамбль:
Антон Жуков, Роман Сычев, Марина Акиньшина, Павел Герасимов, Алексей Богомолов