Оскара Уайльда много не бывает. Его утончённость, эстетизм и парадоксальность никогда не надоедают, а глубина и красота написанного заставляют каждый раз читать-смотреть-чувствовать иначе, искать новые смыслы, удивляться, восхищаться и знать, что через какое-то время вернёшься вновь.
Несомненно, «Портрет Дориана Грея» известнее всех драматургических произведений Уайльда. Как несомненно и то, что переносить роман на сцену совсем не просто. Чтобы это не превратилось в нравственно-этическую проповедь или в гомоэротический балаган. Балансировать между жесткой иронией над светским обществом с его двойными стандартами, гнилой моралью и тонкими размышлениями о Красоте и Чистоте.
В Театре на Юго-Западе Олег Леушин поставил свою версию «Дориана», добавив в список персонажей Чёрное и Белое, двух антиподов, вступающих на протяжении всего спектакля в спор и даже заключающих пари – о человеческой природе. Понятно, кто скрывается за этими персонажами и что они будут предлагать Дориану. К тексту романа добавляются цитаты из других уайльдовских книг, известные афоризмы. Образ Белого воплощает сам Леушин в его мудро-отстраненной манере говорить с проникающим в самую душу взглядом. Но мы давно знаем, что порой нет ничего и никого привлекательнее порока и дьявольщины. Поэтому, конечно, все восторги зрителей (и особенно зрительниц) собирает «Чёрное», Фарид Тагиев. Как будто все Мефистофели, Люциферы, Воланды (добавляйте дальше сами) собрались в одном лице нынче на проспекте Вернадского – и самым демоническим образом завладели вашим вниманием и душами на три часа.
Чёрное и Белое спорят: что выберет Дориан Грей? Что возьмёт верх в его душе? И наш Дориан (Михаил Грищенко), игрушка в их руках, начинает свой путь от восторженного и чистого прекрасного юноши до прожжённого порочного циника. Сквозь лживые улыбки, сплетни светских дам и пустые разговоры чопорных джентльменов (английское high society представлено безупречно). Сквозь пороки, страсти и дно лондонских трущоб. Тут на помощь приходит музыка, пластика и танцы, которые можно назвать важными и узнаваемыми составляющими стиля Театра на Юго-Западе. Сквозь любовь, боль и несчастья всех, кто Дориана искренне любил и боготворил. Страдает и умирает юная актриса Сибилла Вейн (Алина Дмитриева), её брат (Денис Нагретдинов), но пронзительнее всех (как и у автора) прорисована трагедия Бэзила, написавшего злосчастный портрет и до последнего верившего в чистоту самого Дориана – тем страшнее его разочарование и гибель. Сергей Бородинов, казалось бы, только несколько дней назад являл на сцене ослеплённого жаждой власти жестокого Макбета – и вот он здесь, совсем другой, простодушный и прямодушный, искренний художник. Сейчас, спустя много лет после первого чтения романа, мне видится в Бэзиле много от самого Уайльда, пришедшего к концу своей яркой жизни уставшим, нищим, отвергнутым обществом и брошенным своим возлюбленным. И этот вопрос, волновавший всегда Уальда – насколько любой художник ответствен за то, что он делает?
В этом спектакле акцент всё же смещён на вечную борьбу добра со злом и (но это опять же лично моё мнение), нам слишком много объясняют и трактуют, указывая «в правильном направлении», тогда как сам Уайльд в дополнительных объяснениях вовсе не нуждается. Но в любом случае, уйти никуда не хочется, «Портрет» не даёт усомниться в искренности режиссёра и страстной, настоящей игре всего актерского состава.
Это далеко не единственный «Дориан Грей», которого я видела, но пожалуй, на сегодняшний день – самый яркий, интересный и совсем не вызывающий раздражения. «Чёрное» и «Белое» не успокоятся до конца в своих размышлениях о Человеке – и зрители невольно превратятся в свидетелей их очередного пари.
Постановка и сценография: Леушин Олег Николаевич
Звуковое оформление: Коротков Михаил Борисович
Художник по свету: Климов Вячеслав Александрович
Художник по костюмам и гриму: Иванова Ольга Викторовна
Хореограф-постановщик: Захарин Сергей
Исполнители: Леушин Олег, Тагиев Фарид, Грищенко Михаил, Бородинов Сергей, Дмитриева Алина, Нагретдинов Денис, Иванова Ольга, Чирва Жанна, Авилова Ольга, Белов Антон, Соколов Вадим, Городецкий Иван, Воропаева Любовь, Курцеба Владимир, Барышева Илона, Шестовская Елена
Место: Театр на Юго-западе
Продолжительность: 3 часа