13 лет назад в непримечательном американском городке под названием Хармонт произошло Посещение: инопланетные существа побывали здесь, оставив следы. Да такие, что могут вывести Землю на новый уровень — или вовсе погубить. Целый институт занимается изучением последствий, а местность полнится сталкерами — отчаянными смельчаками, которые под страхом смерти и многолетней тюрьмы пролезают в Зону посещения, вынося оттуда таинственные артефакты. Сюжет спектакля «Пикник на обочине» Городского театра бережно скроен из фрагментов романа братьев Стругацких — в бойкую и динамичную историю.
Сценическое пространство — лабиринт из перекрещивающихся труб, которые в зависимости от происходящего превращаются в вереницы кабинетов Института, полную опасностей Зону, коридоры бара «БОРЖЧ», улочки и подворотни Хармонта, которыми главный герой спасается от погони. А погонь (а также опасных эскапад и даже драк) в спектакле немало: и сюжет благоприятствует, и грех не использовать фактуру Григория Некрасова. Его Рэдрик Шухарт — не такой грубый и мрачный, как книжный, скорее задиристый авантюрист, который хоть и устаёт от испытаний, но остаётся мальчишкой. И вообще, тревожная, тягостная атмосфера «Пикника...», первого сочинения периода «страшных Стругацких», при переносе на сцену потеряла градус.
Может быть, потому, что режиссёр Наталия Лапина отказалась от жутковатых фигур Суслика и мёртвого папани Рэда, а его мутировавшую дочку Мартышку показала беглыми штрихами. А может, потому что филигранная книжная метафора СССР исчезла даже при столь аккуратном перекраивании — и пульсирующий нерв эпохи пропал. С одной стороны, в этом нет ничего страшного, потому что метафора это хоть и интересная, но малоактуальная. С другой — новых, своих собственных, глубины и актуальности здесь не получилось. А упоминания о «гендерных неравенствах» и интернете, рэп от Детей Сатаны и явная гомосексуальность Хью выглядят искусственно и присвоению сюжета не помогают, хоть и глаз не режут.
Зато с задачей представления сюжета постановка справляется на «отлично». Личные истории и некоторые персонажи урезаны, текст сохранен и иногда перераспределён между героями. Фабула нелинейна: экспозицию задаёт интервью профессора Пильмана, а повествование организует финальный путь Рэдрика и малыша Арчи к исполняющему желания Золотому шару. В дороге Рэдрик вспоминает события прошедших лет, эпизоды динамично чередуются, первое лицо передается от героя к герою — и чем ближе к концу, тем быстрее это происходит. В некоторые моменты подбавлено комизма или эмоциональности, персонажи обаятельны, а актеры время от времени отстраняются от них, проговаривая ремарки и обращаясь напрямую в зал — в общем, смотреть «Пикник на обочине» определённо не скучно, хотя ему, пожалуй, не хватает атмосферности и второго дна.
Зато на него можно прийти с детьми от 12 лет. А тоску по глубине унять после, с книгой Стругацких или фильмом Тарковского.
Режиссёр: Наталия Лапина
Художник: Александр Якунин
В ролях: Григорий Некрасов, Илья Ходырев, Михаил Рябов, Илья Рудаков, Данил Визжалов, Анна Христич, Иван Писоцкий, Игорь Дудоладов, Екатерина Семёнова, Владимир Петров, Артём Пономаренко, Илья Рябов, Александр Габура, Анастасия Шалыгина
Место: Городской театр