В современном театре драматургическим материалом для постановки может служить все, что угодно. В данном случае им стал один из самых загадочных фильмов И. Бергмана «Персона» (1966 г). История, написанная Евгением Казачковым «поверх» фильма, в основном повторяет его основную сюжетную линию.
Знаменитая актриса замолчала во время спектакля и прекратила общение. Обследования показали, что она здорова. Приглашенная для ухода медсестра вместе с ней уезжает из больницы в загородный дом врача, где и развиваются основные события. Молодая медсестра через молчание актрисы пытается постичь ее суть, а через ее суть – суть «людей от искусства» в целом. Звучит найденная на волнах радио CastaDivaи ей кажется, что они слышат друг друга.
«Мечта – не казаться, а быть. Но реальность бесчеловечна. Правдивы ли вы? – Это имеет значение в театре» – это уже врач, которая выстраивает и модерирует всю историю.
Постепенно исчезает четкий контур, отделяющий одно «я» от другого: личность незамужней простушки-медсестры от личности знаменитой, не очень счастливой в замужестве и материнстве актрисы. Через прямо или косвенно рассказанные истории двух женщин, ремарки врача, отрывки из «Электры», жесты, социальные маски обеих («персоны» – термин юнгиангской психологии) снимаются. Оказывается, что «люди от искусства» не лучше и не счастливее простых людей. И в этом такое всеобщее сходство. Поэтому происходит слияние нескольких женских лиц в одно новое лицо.
Три актрисы трех поколений и даже школ – Юлия Ауг (Актриса), Ольга Науменко (Врач), Мария Селезнева (Медсестра) – прекрасно взаимодействуют друг с другом, им комфортно в небольшом пространстве сцены, в долгих паузах. Нет наигрыша, а только легкая отстраненность и абсолютная включенность.
Спектакль играется в камерном пространстве с минимальной сценографией. Костюмы и облик героинь отсылают к фильму, как и общий прохладный колорит сцены, будто слегка подкрашенная черно-белая фотография. Появляющиеся в финале на видеопроекции кадры, в которых совмещаются лица героинь (повторяет знаменитый бергмановский крупный план) и «титры» концовки как-бы закольцовывают историю и не отвечают на вопросы.
Если вы смотрели Бергмана, читали Юнга, слушали «Норму», знакомы с историей Электры, то для вас это будет в некотором роде интеллектуальный квест, и следы этих сюжетов сложатся в какую-то очень свою историю. Если нет – вы увидите что-то совсем другое. «Кто бы сомневался» – прокомментировали сидящие за мной финальные «титры» на сцене, сообщающие, что вскоре актриса снова вышла на сцену. На самом деле, сомнения были. Как обещали, в современном театре нет никакого диктата, зритель абсолютно свободен в своем выборе. Но его надо сделать
Создатели:
Режиссёр - Лера Суркова
Драматург – Евгений Казачков
Художник – Екатерина Щеглова
Свет – Лена Перельман
Исполнители: Юлия Ауг, Ольга Науменко, Мария Селезнева
Продолжительность: 1 час 10 мин. без антракта
Место: Гоголь-центр