От Олимпиады – 1980 до Олимпиады – 2014. От генсека Брежнева до президента Путина. От пустых прилавков до товарного изобилия. Афганистан и две чеченские. Горбачев и перестройка. Ельцин и путчи. Похороны Высоцкого, похороны Брежнева, похороны Цоя, похороны Ельцина…
35 лет большой страны рассказаны в спектакле «Олимпия» в Центре им. Вс. Мейерхольда через историю маленькой семьи. Главный герой Алеша – сын олимпийского чемпиона и сам мечтает покорить спортивный Олимп. Однако его юность выпадает на лихие 1990-е. Ориентиры рушатся, страну захлестывает наркотрафик и бандитизм. Папа - спортсмен становится грузчиком. Вместо большого спорта в жизни Алеши наркотический бред. Только бабушка, с детства рассказывающая ему сказки, стойко переносит все невзгоды и возрождает его к жизни. Финал истории тоже сказочный.
Основанный на спорте сюжет смахивает на соревнование. Фамилии у героев говорящие – Стечкин, Макаров, Токарев. Это всемирно известные оружейные системы. Здесь своя олимпиада – кто лучше «выстрелит». Так, Токарев уводит у Стечкина-старшего жену и более приспособлен к новой жизни. Стечкин-младший ухаживает за дочерью Токарева. Макаров – тренер Стечкина-младшего...
Играют в спектакле актеры «Июльансамбля». Исполняют они по несколько ролей. Например, бабушка (Варвара Феофанова) легко превращается в 14 – летнюю подругу Алеши, а под конец в Аленку – олимпийскую чемпионку. Актеры очень молоды и точно не помнят ни 1980-х, ни 1990-х. Здесь нет никакой ностальгии по тем временам. Скорее, свежий, беспристрастный взгляд. Их герои из брежневского застоя, пережив сильную встряску, попали в застой путинский. Из одной «сказки» в другую.
Постановка идет в камерном пространстве, без декораций. На белой стене актеры рисуют маркерами символы времени, смутно напоминающие комиксы. Видеопроекция то воспроизводит знаковые фотографии эпохи, то отрывает нас от реальности, словно погружая в астрал.
Минимализм, простота и в то же время смысловая глубина – основные характеристики этого спектакля. Пусть временами действие смахивает на профессиональную актерскую читку пьесы, а не на полноценную постановку, создателям удалось показать сходства и различия разных поколений. Финальный посыл на белой стене – «Счастье не за горами!» - повод взглянуть на сегодняшний день иначе.
Режиссер: Павел Данилов
Драматург: Ольга Мухина
Художник: Анна Шаронова
Композитор: Евгений Егоренков
Актеры (театр «Июльансамбль»): Степан Азарян, Роман Васильев, Алексей Ермошкин, Алексей Каманин, Алевтина Тукан, Варвара Феофанова
Место: Центр им. Вс. Мейерхольда
Продолжительность: 1 час 10 минут