Он, Она, его Мать, их Сын. Давно вместе, давно несчастливы. У неё любовник, у него – алкоголь. Громкие разговоры, тихие скандалы. Всё немного разбавляется симптомами старческой деменции и взрывами подросткового бунта. Одним словом, всё как в жизни.
Казалось бы, пьеса Юлии Тупикиной о слишком очевидных вещах и, несмотря на неисчерпаемость темы, вряд ли может чем-то удивить. Но в итоге «Офелия боится воды» оказывается хорошим спектаклем, где режиссёр и драматург не просто услышали и поняли друг друга, но и смогли донести это до зрителя.
Марина Брусникина превращает сцену в пляж. Шум моря, пляжные раздевалки и каноническая лунная дорожка на заднике. Этот сценографический минимум сочетается с минимализмом пьесы и оставляет зрителей в мире современных неврозов и ежедневных бытовых маленьких трагедий. Но оставляет не одних, а с Гамлетом, Гертрудой, Офелией и даже Лаэртом. История, начинающаяся как комедия, драмой (в шекспировском масштабе) не становится, Офелия если и топится, то в своих воспоминаниях и ненадолго, но все отсылки к «Гамлету» постепенно превращаются в ещё один слой, пласт спектакля.
На сцене всего 5 героев (уже упомянутые члены семейства плюс сестра Офелии, она же – психотерапевт, без советов которого нашу нынешнюю жизнь уже невозможно представить), но солирует, конечно, старуха-мать. Она же – Гертруда (как кажется самой Гере). Наталья Тенякова не нуждается в восторгах и оценках, но если вы давно не видели её на сцене – есть прекрасный повод. Тенякова здесь действительно царит, властвует зрителями и семьей, даже когда впадает в маразм, даже после смерти. Сложно понять, что придумала её героиня, а что было на самом деле, это настоящая история из жизни или вольный перевод «с классического». И все домашние, пусть сопротивляясь, попадают в этот магический круг, параллельно добавляя своих красок и ремарок.
Счастливого конца не будет, трагического тоже. Всё как в жизни... Не стану лукавить: сложно добавить что-то про музыкальное оформление, сцену, костюмы – это всё так органично выстроилось в один ряд с текстом и воспринимается как единое целое. Остаётся лишь общая «картинка» и эмоции: каждый для себя выхватывает что-то своё, близкое и понятное.
Точный, тонкий, умный спектакль, смешной и горький одновременно. Рецепт хорошего вечера и повод увидеть любимых актёров, чётко вписанных в пространство дома-моря: помимо Натальи Теняковой в спектакле заняты Дарья Юрская, Олег Тополянский/Игорь Золотовицкий, Наталья Рогожкина и Павел Филиппов (он, на минуточку, пока студент колледжа О.Табакова, но уже занят в нескольких спектаклях и запоминаешь его сразу).
Режиссёр: Марина Брусникина
Художник: Нана Абдрашитова
Художник по свету: Алексей Крючков
Музыкальное оформление: Алёна Хованская
Помощник режиссёра: Ольга Липская
В ролях:
Наталья Тенякова, Дарья Юрская, Игорь Золотовицкий, Олег Тополянский, Наталья Рогожкина, Павел Филиппов
Место: МХТ им. А.П. Чехова
Продолжительность: 2 часа с 1 антрактом