Просто эти взрослые фразы – не терять времени – что это значит? Как будто время кто-то находил.
Пьесу «Море деревьев» Люба Стрижак написала в рамках проекта «Гоголь Центра» #четырепьесы, где участникам предложили сочинить пьесу мечты. Эта мечта – о детстве. О детстве, которое не кончается. О детстве, в котором можно быть кем угодно – вампиром, индейцем, космонавтом, ниндзя, кальмаром, пиратом… О детстве, в котором для установления социальных связей достаточно простого «привет, давай дружить!». О детстве как непрекращающейся игре. Это, можно сказать, новая история Питера Пэна и его путешествия в волшебную Нетландию, написанная на языке современных подростков и оперирующая понятными им образами.
Режиссёр Филипп Авдеев, для которого эта постановка стала первой самостоятельной режиссерской работой на сцене «Гоголь Центра», сделал захватывающий, зрелищный и хулиганский спектакль, который, по крайней мере, на полтора часа стирает все возрастные различия в зрительном зале и дарит ощущение абсолютно детского восторга. Но интересно вот что: в этом задорном действе зашифровано немало символов, обращенных к сознанию и опыту взрослого человека, что значительно увеличивает смысловую глубину постановки. Например, в сцене борьбы главных героев с зомби ребенок видит весёлое приключение, а взрослый обращает внимание на светящийся на фоне крест: болезненная аллюзия на религиозных фанатиков. Или взять сцену с отцом, ругающего героиню за то, что она живет не так, как ему хотелось бы, а ведь ему лучше знать, как надо — ребенок видит просто грозного батю с ремнём в руках, а взрослый проводит параллель с силовыми структурами в целом. И вот безобидная с виду фантазийная история обретает более острые очертания и затрагивает важные социальные проблемы. Сюда же прибавляем боль героев, связанную с осознанием своего несоответствия ожиданиям , учителей, общества: все эти «Не плачь, тыжемальчик» и «Веди себя нормально, тыжедевочка!» — и, вуаля, всплывает тема гендерных стереотипов, которая почему-то в нашей стране до сих пор считается какой-то неприличной.
Но не стоит сейчас пугаться излишней грузности спектакля. «Взрослая» сторона постановки раскрывается в голове зрителя лишь спустя несколько дней, потому что атмосфера фееричного праздника воображения, юмора, заразительной музыки и яркой визуальной составляющей захватывает, даже засасывает в себя стремительно и бесповоротно. Справедливо будет отметить работу актёров, исполняющих главные роли, которые умело балансируют на хрупкой грани между наивным представлением и внутренним переживанием, не только увлекая зрителя, но и вызывая искреннюю эмпатию.
Отдельно нужно остановиться на музыкальной составляющей, потому что за неё отвечает не кто-нибудь, а Ниндзя Судьбы. То есть, так зовут персонажа, а в жизни это — солист популярной группы «Tesla Boy» Антон Севидов. Осталось двойственное впечатление: с одной стороны, некоторые музыкальные вставки — это «вставки» в самом прямом значении слова, то есть они не совсем органично встроены в ткань спектакля. С другой же стороны, возможно, сам формат детского/подросткового спектакля допускает подобные композиционные особенности для сохранения темпоритма и удержания внимания. В любом случае, целостного зрительского впечатления этот факт никак не портит. Ибо можно сколько угодно думать о канонах «правильного» монтажа, но когда ты, сидя в зрительном зале, начинаешь чуть притоптывать ногой и качать головой в такт музыке, ощущения явно одерживают верх над логикой. И это ценно.
«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» (с) Антуан де Сент-Экзюпери. Подростки — это такая специфическая категория людей, которая отчаянно пытается скорее повзрослеть или, по крайней мере, выглядеть взрослее в глазах окружающих, забывая порой про всю прелесть того мира, который ускользает от них с каждым днем. А ведь внутреннего ребенка в себе надо сохранить.
И особенно символично в стенах именно «Гоголь-Центра» звучит фраза одного из героев о том, что если нашу физическую свободу и может кто-то ограничить, то свободу фантазии у нас не отнимет никто.
Автор: Люба Стрижак
Режиссёр: Филипп Авдеев
Композитор: Антон Севидов (Tesla boy)
Художник: Маша Кечаева
Хореограф: Евгений Кулагин
В ролях: Александра Ревенко, Артём Шевченко, Никита Еленев, Риналь Мухаметов, Евгения Афонская, Антон Севидов.
Место: Гоголь-Центр
Продолжительность: 1 час 20 минут без антракта
Фотограф: Ира Полярная