Марина Цветаева в автобиографическом эссе «Мой Пушкин» пишет:
Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот.
Широко известны стихи Цветаевой, но мало, кто близко знаком с её прозой. В моноспектакле «Молитва о Марине» в Школе драматического искусства рассказывают о трагической судьбе знаменитой поэтессы не только поэзией, но и отрывками из прозаических текстов. Через скомпонованные литературные произведения пронзительно звучат темы одиночества и отчаяния. Зритель узнает известные факты биографии Марины Цветаевой и знакомится с неизвестными.
Большое место отводится отношению поэтессы «серебряного века» к великому русскому поэту Александру Пушкину. На некоторое время действие спектакля переносится в детство героини. Здесь будущая литератор рассказывает о чтении тайком «толстого Пушкина», живущего в запретном шкафу. Она по-детски анализирует поэму «Цыганы», а потом «Евгения Онегина», рассуждает о том, что такое любовь, и уверена, что пушкинская Татьяна повлияла на её судьбу ещё до её рождения. Вскоре следует вывод, что Пушкин давным-давно преподал Марине несколько уроков, в том числе, урок судьбы и урок одиночества.
Невольно возникают параллели между двумя судьбами. Пушкин – поэт, Цветаева – поэтесса. Оба были в оппозиции к власти. Оба много страдали. Оба трагически погибли… Цветаева черпала вдохновение в творчестве Пушкина и не даром посвятила ему цикл стихов.
Идея спектакля принадлежит Ольге Малининой. Она же и играет Марину Цветаеву. Ей помогает только музыкант-мультиинструменталист Антонио Грамши. Он аккомпанирует актрисе, усиливая эмоциональную составляющую текста. Декораций нет. На втором плане множество музыкальных инструментов. На первом – стул и чемодан, символ дорог и скитаний в жизни Марины. Скарб в нём небогатый: стопка фотографий – летопись жизни; связка рукописей, которую она передаст в зал, – наследие поэтессы; верёвка, через которую она уйдёт из жизни. Ольга Малинина очень любит свою героиню и погружается в образ со всей отдачей.
Спектакль необычен. Интерпретировать Цветаеву через детство, её любовь к великому поэту, через её размышления сложно и смело. Традиционно акценты расставляют на сложном быте, эмиграции, арестах родных... Оригинальный подход позволяет почувствовать Душу «обречённую на Любовь, но не на счастье».
Идея: Ольга Малинина
Исполнители: Ольга Малинина, Антонио Грамши
Место: Школа драматического искусства
Продолжительность: 55 минут