«Гоголь-центр» представил зрителю премьеру спектакля «Мизантроп», приблизив Мольера к нашей современности. Автором нового перевода выступил Дмитрий Быков, и тут, по большому счету, придраться не к чему. Со словами он обращаться умеет. Заявлена современность – современность присутствует. Вся лексика, окружающая нас ежедневно, звучит со сцены. Она раздражает, однако, стоит отдать должное, текст прекрасный. Зачем и как это было сделано, перед спектаклем зрителям рассказывает Валерий Печейкин. И о Мольере, и о современности, и о спектакле в целом.
Начинается спектакль, как любое ток-шоу на нашем телевидении. Ведущий и гость должны соревноваться, кто краше, да только гость программы Альцест (Александр Горчилин) имеет один существенный недостаток – он всегда говорит правду. Любому человеку и в любой ситуации. Такой неудобный персонаж. Неудобный для всех: и для случайных знакомых, и для друзей, и для любимой женщины.
«Протестный парень который оказывается в среде такой светской, где все друг другу льстят, врут. И он зачем-то твердолобо пытается всем говорить правду, протестовать против системы, его никто не слушает и это его сводит с ума. Такой недочацкий, недогамлет в общем», говорит о своем герое Александр Горчилин.
Среда и правда чересчур светская: сплошной гламур, тусовки, лайки, сплетни и прочие атрибуты современных модников. Гротеск доведен до максимума и на каком-то подсознательном уровне вызывает почти физическое отторжение. И даже главный герой-правдолюб, который всегда вызывал во мне если не полное принятие, то хотя бы понимание и сочувствие, здесь вызывает только раздражение.
Столь же раздражающая и сценография, призванная обличить гламурный мир: слепящий свет, экраны и камеры, нелепые костюмы, микрофоны и оглушающая музыка. Переход мизансцен выполнен намеренно грубо и напоминает нарезку видео на многочисленных интернет-каналах.
Герои этих сцен-клипов обсуждают «скандалы, интриги, расследования». И, конечно же, не обходят стороной сам Гоголь-центр и Кирилла Серебренникова. «Конечно параллель есть не только с Кириллом Семеновичем, но параллель вообще про театр. Про театр, который пробует как-то выжить в это время», – поясняет режиссер Элмар Сеньков.
Тема выживания, не только театра, но и конкретного человека актуальна как никогда, так же как вечный выбор между прямотой и нормами поведения, принятыми в обществе. Хотя в каком собственно обществе? Вот в этом, гламурно-модном? Так там Альцесту самое место, там любят любых фриков, он вполне мог бы быть шутом при дворе. Но нет, правду о себе не хочет слышать никто и у нашего героя выбор прост: подчиниться или стать изгоем. И он выбирает изгнание.
«Мизантроп» – страшный спектакль. С одной стороны, тихо радуешься, что не плаваешь в этом гламуре, а с другой ужасаешься, что такое вообще существует. И думаешь, в какой же момент все пошло куда-то не туда? В какой момент мы повернули не в ту сторону? И что теперь с этим делать?
В Ролях:
Александр Горчилин, Филипп Авдеев, Один Байрон, Илья Ромашко, Екатерина Стеблина, Ян Гэ, Александра Ревенко, Иван Фоминов, Георгий Кудренко, Дмитрий Жук