Если вы думаете, что упомянутые в названии 62 способа – это всего лишь фраза, сказанная в целях привлечь внимание аудитории, смею заверить – обо всех 62х вам в финале спектакля расскажут. Не знаю, насколько это пригодится кому-то из зрителей, но вот то, что спектакль Хайнера Гёббельса стоит посмотреть всем – это точно. С учётом того, что фамилия Гёббельса давно внесена во все возможные театральные «библии», попасть на довольно редко появляющийся в репертуаре «Макс» – большая удача (премьера состоялась в октябре 2015 года).
Всё начинается ещё до третьего звонка. Пока горит свет, пока мы привычно рассаживаемся и успеваем переговорить «о своём», мы видим и слышим сидящего за столом Александра Пантелеева. Как жаль, что я впервые увидела этого актёра на сцене, но теперь уж точно восполню такой пробел (к слову, Пантелеев – заслуженый артист России, более 40 лет служащий в театре Станиславского/Электротеатре).
Актёр будет сначала что-то говорить о факториалах и множествах (кошмар любого гуманитария, если вы меня понимаете). Потом в зале погасят свет и начнётся...Сложно сказать, что же именно начнётся. Эдакое философско-пиротехническое музыкально-театральное шоу? Но шоу – это картинка и эмоции, а здесь – эмоции и мысли. Смотришь на шаровые молнии, погружаешься в дымные облака и слушаешь цитаты Витгенштейна, Поля Валери, Георга Лихтенберга и самого Макса Блэка. Объединить философа, математика, физика и поэта, приправить всё это звуками, светом и химическими реакциями – как эта мысль пришла в голову немецкому режиссёру и композитору Гёббельсу? И как её смог так виртуозно воплотить на сцене Пантелеев? Загадка. Но вы сидите в зале, смотрите и слушаете и вот уже невольно начинаете копаться в себе. Никто же не отменял «сны о чём-то большем»?
Самокопанию и поискам смыслов (не в спектакле, заметьте, а в собственной жизни) будут способствовать музыка, все остальные звуки, свет и идеально выстроенное сценическое пространство. Я бы назвала это идеальной картинкой. Можно просто с любого ракурса и в любой момент делать покадровые снимки – и каждый из них будет достоен кисти средневековых фламандцев, например. Или, если совсем кратко и без излишней экзальтации, – просто достоен.
Будет смешно. Сложно. Потом тебя в бока начнут толкать сидящие рядом друзья – кому-то увидится здесь проблема кризиса среднего возраста, кто-то услышит про коучинг, кто-то не поленится пересчитать те самые способы подпирания головы рукой. Математики с физиками, возможно, будут вопрошать: а не перепутали ли мы театр с лабораторным практикумом?! Не перепутали. Всё условно и гениально срежиссировано. И неважно, какое решение в уравнении. Важно, что каждый решил для себя и про себя.
«Макс Блэк» – это странно, необычно, местами сложно. Однако, этот спектакль заставляет сказать: театр – живой организм, он развивается и не стоит на месте. Театр говорит со зрителем о вечном и неразрешимом. О человеке и его месте в этом мире. О вечных вопросах – голосами философов и других учёных. На фоне бегущего по проводам огня и дыма, вырывающегося из лабораторной реторты. Следующие спектакли – в ноябре. А что ещё делать посреди промозглой московской осени, если не проникаться философскими размышлениями с пиротехническим оттенком?!
Композиция и постановка: Хайнер Гёббельс
Костюмы: Анастасия Нефёдова
Живой сэмплинг: Владимир Горлинский
Помощник режиссера: Светлана Варфоломеева
Исполнители: Александр Пантелеев
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительность: 1 Час 35 Минут