Первое, что остаётся (и запоминается) после спектакля – это глаза Коновалова (Тарас Епифанцев), белый свет камерного Белого зала РАМТа и восхищение писательским талантом Максима Горького. Как обозначено в программке, нас ожидает «дружеская беседа о человеке». Так оно и будет, не сомневайтесь.
«Коновалов» – про вечные вопросы: поиски себя и своего места в мире, про неуловимую субстанцию, именуемую человеческим духом. Что есть человек? Почему одновременно уживаются в нас сила и слабость?
Алексей Максимович, которого многие поколения вообще не воспринимают, устав от доживавшего свой век соцреализма и штампов про пролетарских писателей и торжество мировой революции, открывается с совершенно другой стороны. Нет, безусловно, он всегда был романтиком, философом и сильным драматургом. Другое дело, что на многие десятилетия об этом подзабыли. Тем интереснее сейчас наблюдать за всплеском интереса к горьковской драматургии и открывать для себя «нового» Горького.
Олег Долин в своей постановке соединил одноименный рассказ из раннего горьковского периода с выдержками из поздней публицистики писателя. Поэтому к разговору о человеке добавились вопросы о месте и миссии интеллигенции в российском обществе, о необходимости «сеять разумное, доброе, вечное».
Час с небольшим мы наблюдаем как юный Максим (Дмитрий Кривощапов) работает в пекарне и ведёт беседы с тем самым Коноваловым. Простой русский мужик, бродяга и босяк, как он себя называет. Он не умеет читать, не рассуждает о высоких материях и не ведёт жизнь праведника. Зрители вместе с Максимом (не забывайте, зал камерный, рассчитанный на 30 зрителей) наблюдают, как Коновалов живет, руководствуясь своими законами и правилами, ищет истину, теряет, страдает. Столько в этом правды, столько боли, веры, неприкаянности. Когда Коновалов распахивает дверь, за которой лишь белый свет, во всех мыслимых смыслах этого слова, то замираешь от лаконичности и глубины увиденного. Да, безусловно, это очень сильная актерская работа Коновалова-Епифанцева как магнитом притягивает к себе взгляды и мысли. Хочется добавить про простые, казалось бы, сценографические решения, дающие возможность сконцентрироваться на самом главном и не застревать на второстепенных деталях. Обманчивый аскетизм, позволяющий в минимальном пространстве сцены затронуть (и что важно – донести) очень серьёзные и глубокие темы.
В спектакле очень много условностей. Время и пространство – их вообще как бы нет и совершенно не имеет значения, когда был написан рассказ, где происходит действие и что по этому поводу писали критики эпохи соцреализма. Остаётся Человек, у каждого – свой, со своими мыслями и вопросами.
Режиссер: ДОЛИН ОЛЕГ
Художник: ДАШЕВСКАЯ АЛЕКСАНДРА
Художник по свету: ТУМАНЯН НАРЕК
Музыкальное оформление: ОВЧИННИКОВ ИОАНН
В ролях: Кривощапов Дмитрий, Епифанцев Тарас, Виторган Полина, Печенкин Сергей, Савватимов Антон
Место: РАМТ
Продолжительность: 1 час 20 минут