Стихи и музыка – главные художественные элементы действия. В их переплетении должен был родиться спектакль. У каждого смотрящего – свой. Родился ли? Главный парадокс спектакля для меня заключается в том, что я не знаю, кому его можно посоветовать. Если вы не знакомы глубоко с жизнью и творчеством Анны Андреевны, то постановка вам этого представления не даст. Если же вы, наоборот, ориентируетесь в творческой биографии – происходящее на сцене может не совпасть с вашим личным восприятием Ахматовой.
С одной стороны, многие хотят посмотреть спектакль и «пробежаться» по этапу жизни великого поэта. Чтобы в светском разговоре можно было однажды вставить факт, процитировать строчку из стихотворения и поймать на себе взгляд восхищения. «А я была его женой…» - не для этого. Не зная об Ахматовой ничего прежде, вы никогда не увидите в этом спектакле понятных жизненных перепетий и ответов. Отношения Ахматовой и Гумилева куда сложнее того, что мы видим на сцене. Да, это емкая выжимка из главных произведений, неплохо дополненная живой игрой на фортепьяно, но для удовольствия не хватает глубины. С другой стороны, я сама могла дополнять свои переживания – добавляя к тому, что я вижу на сцене, собственные знания. Но это… сделало спектакль для меня еще менее понравившимся. Потому что, когда я анализировала происходящее, я не всегда соглашалась с тем, на что ставят акценты. Не соглашалась с тем, как читают стихи. Не соглашалась с тем, какой образ Анны Андреевны нам почти что пытаются навязать.
Кстати, по поводу актерской игры. В этом почти что моноспектакле Ольга Маркина у меня ассоциировалась со студенткой театрального вуза. То ли только поступающая, то ли уже заканчивающая – непонятно. В ней было слишком много старания. И из-за этого желания сделать хорошо в ее героине отсутствовала жизнь. Огонь, горящий в глазах, казался мне искусственным, интонации, жестикуляция – все было с приставкой «слишком».
О сценографии говорить сложно, потому что ее там почти что нет – висящие полотна ткани, которые в конце заливаются красным цветом. Красиво – да, метафорично – тоже да, предсказуемо – очень.
Подводя итог, скажу, что спектакля не случилось. Скорее поэтический вечер, который проходит и сразу забывается. Если вам интересно сравнить свою Ахматову с предложенный образом – пробуйте, но не советую рисковать тем, для кого Ахматова в жизни значительно больше, чем просто поэт.
Анна Ахматова – Ольга Маркина
Николай Гумилев – Сергей Осколков
Режиссер – Людмила Никитина
Композитор – Сергей Осколков
Художник по свету – Ася Махалова
Место: Антреприза Людмилы Никитиной (на площадке Театральной Долины)
Продолжительность: 1.25 без антракта