Первое, о чём думаешь, читая в юности своего «первого» Бунина – разве это возможно? Так рассказать о юношеской любви и о тёмных сторонах первого чувства? Бывает, что себе в чём-то не признаешься, а он взял – и написал. Во времена Бунина кого только не было: символисты, модернисты, романтики, а он сумел остаться самим собой и в стороне от всех течений.
Примерно те же мысли приходят в голову, когда впервые смотришь спектакли Дмитрия Крымова. Крымов – волшебник, способный, согласно классике, из любого сора сотворить сказку. И он тоже такой один, узнаваемый и провокативный, яркий и говорящий порой то, что ты сам вслух произнести не можешь.
На сцене 7 актёров, над каждым из которых изрядно потрудились гримёры. У каждого за ухом парироска, а под фраком – своя история. Нелепые костюмы и угловатые движения превращают этих мужчин в карикатуры начала ХХ века. Но стоит кому-то вдруг произнести фразу, казалось бы, такую же нелепую, или бросить случайный взгляд – и сразу становится невыразимо грустно. Вязкая, обволакивающая печаль со страниц бунинских «Тёмных аллей» заполняет сцену и зал.
Как это удаётся Крымову – непонятно. Он умеет балансировать на грани всех возможных фолов, не скатываясь в пошлую развлекуху или скучное нафталиновое морализаторство. Как через образы и приемы, уводящие скорее к площадному театру и скоморошеству, можно передать тонкие кружева строк Бунина? Ответа нет да и искать его не хочется. Хочется смотреть на сцену, слыша как рядом до слёз хохочут соседи, но уже через миг вы все вместе отчаянно силитесь не заплакать.
И эти бунинские Женщины. Они же особенные, неземные и вместе с тем такие понятные и узнаваемые. В ШДИ, к счастью, нет недостатка в хороших актрисах, способных справиться с Буниным и Крымовым: Мария Смольникова, Анна Синякина, Варвара Назарова и Наталия Горчакова – каждая из них проживает за короткое время маленькую жизнь маленькой женщины. Счастья там нет, любовь – больная и несчастная, но оторвать взгляд от них просто невозможно.
Спектакль по большому счету черно-белый (как и многие другие спектакли крымовской лаборатории). Именно эти цвета сильнее других отпечатываются в памяти после финальных аплодисментов. На сцене минимум декораций и много разного света. Это тоже всё отличительные черты стиля Крымова. Ты незаметно и очень быстро погружаешься в мир, где только недавно появилось электричество и не совсем исчезли дуэли, где смешались война, революция, эмиграция, но при этом никуда не исчезли чувства. Желчь и цинизм Бунина каким-то удивительным образом уживались со способностью тонкого и лиричного рассказчика. Именно это всё есть в «Кате, Соне, Поле...» – словно читаешь Бунина глазами Крымова.
Совсем недавно Дмитрий Крымов объявил о своём решении покинуть ШДИ. Из-за этого спектакль получился грустным вдвойне. И всё же... Не могу забыть сцену, когда персонаж Валерия Гаркалина подходит к кукольному домику, зажигает там свет, двигает фигурки и читает бунинский текст – столько в этом магии и волшебства, обыкновенного чуда, которое случается в театре каждый раз, когда ты попадаешь на хороший спектакль.
Идея, композиция, постановка – Дмитрий Крымов
Художник – Мария Трегубова
Художник по свету – Дамир Исмагилов
Исполнители:
Анна Синякина, Наталия Горчакова /Алина Ходжеванова, Мария Смольникова, Варвара Назарова, Валерий Гаркалин, Максим Маминов, Михаил Уманец, Сергей Мелконян, Александр Кабанцов (аккордеон), Аркадий Кириченко, Вадим Дубровин
Место: Шди
Продолжительность: 1,40 Мин