На фоне моря спектаклей, где тебя поражают картинкой, светом, звуком, где эмоциональное и визуальное подавляет рациональное и вообще на фоне всеобщей страсти к тотальной зрелищности «Иллюзии» выглядят аскетичной насмешкой над всеми этими экспериментами. 4 актера полтора часа по очереди рассказывают историю отношений двух супружеских пар.
Они просто пекут пирог на кухне. Такой популярный нынче формат кулинарного мастер-класса. Из костюмов лишь фартуки. Из декораций – кухонный стол-трансформер и белая стена (на ней иногда появляются незатейливые видеопроекции).
И кажется, с точки зрения работы актера, это в разы сложнее – вот так выходить по очереди к микрофону и проживать монологи своих героев, без грима, бутафории и театральных мизансцен. Каждый из четырёх сразу притягивает к себе внимание, они такие разные и такие запоминающиеся. Нежная, акварельная Сандра Светланы Ивановой-Сергеевой. Невозмутимый, знающий себе цену Дэнни Дмитрия Брусникина. Мощная и яркая Маргарет Янины Колесниченко. Ироничный и живой Альфред Игоря Золотовицкого. Это, действительно, такой идеально «сыгранный» квартет, от которого получаешь удовольствие сразу, с первых минут спектакля.
Всем персонажам за 80, они по ходу пьесы по очереди умирают, но сначала все-таки рассказывают. Разумеется, про свою долгую семейную жизнь и про любовь. И у каждого своя версия и любви, и правды, и жизни. Раз это пьеса Ивана Вырыпаева, значит, будет смешно. И грустно. И снова смешно, потому что Вырыпаев как всегда иронизирует над своими героями, над нами и самим собой.
Дэнни любил свою жену Сандру. Сандра любила их друга Альфреда. Альфред, узнав об этом, понял, что тоже любил Сандру. А Маргарет, его жена, рассказала, что они с Дэнни всю жизнь были любовниками. Да, там кто-то ещё кому-то приходился братом и сестрой, кто-то умирал от рака, кто-то повесился – и уже сложно разобраться, где здесь правда, а где выдумка.
Эта пьеса как шкатулка с секретом – на первый взгляд кажется простеньким «мылом», забавной незамысловатой story, написанной для прозаических разворотов в глянце. Но вот зрители, угостившись после аплодисментов свежеиспечённым пирогом, выходят из зала с улыбками на лицах и продолжают обсуждать. Где были иллюзии, а где все-таки настоящее чувство? И бывает ли вообще любовь без самообмана? Или, точнее, сможет ли она без этих иллюзий прожить долго? А когда всё проходит, что остаётся с нами – настоящее или придуманное, созданное нашим воображением? Так и оказывается, что за кажущимся примитивизмом, в рукаве у драматурга с режиссёром спрятаны вполне серьезные вопросы.
Виктор Рыжаков давно ставит пьесы Вырыпаева. Когда-то давно «Кислород» и «Июль» были обязательным пунктом в адженде столичных театралов, в МХТ по-прежнему не достать билетов на «Пьяных», а прошлой зимой все только и говорили про «Солнечную линию» в ЦИМе. Почему их тандем успешен и интересен вполне искушённому, я бы сказала даже «закормленному» московскому зрителю? В одном из интервью Виктор Рыжаков заметил:
Если человек пришел в театр, с ним обязательно должно произойти превращение. Здесь он от чего-то освобождается, становится более счастливым, или у него перестает что-то болеть, или, наоборот, начинает болеть, но уже по-другому или про другое — но обязательно болеть.
Видимо, эти двое, драматург и режиссёр, знают секрет такого превращения, и «Иллюзии» не исключение.
И неважно, сколько вам лет, что вы думаете про отношения, семью и любовь, эта четверка на сцене всё равно не оставит вам шанса уйти без эмоций. Можно просто хорошо провести время, посмеяться и насладиться игрой хороших актеров. А можно выйти и поверить словам Рыжакова про театр, который делает «нас самих совершеннее, что ли, чувствительнее к этому миру».
Постановка и сценография Виктор Рыжаков
Видеография Владимир Гусев
Художник по костюмам Ольга Никитина
Художник по свету Тимур Саитов
Хореограф Олег Глушков
Помощник режиссёра Ольга Липская
В спектакле принимают участие:
Дмитрий Брусникин, Игорь Золотовицкий, Светлана Иванова-Сергеева, Янина Колесниченко
Продолжительность: 1 час 35 минут
Площадка: МХТ им.Чехова