НОВОСТИ
КИНО И СЕРИАЛЫ
ИГРЫ
КОМИКСЫ
ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
КОСПЛЕЙ
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
МУЗЫКА
ТЕАТР
ДРУГОЕ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
ОТЧЕТЫ
МНЕНИЯ
ПАСХАЛКИ
РАЗБОРЫ
ТЕОРИИ
ИТОГИ
ГАЙДЫ
ФАКТЫ
ТЕСТЫ
ВИДЕО
КОНТАКТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ФИЛЬМЫ
ИГРЫ
Рецензия на спектакль «Хармс-Я-Мы-Бог», ЦДР. Не смешивай чистоту с пустотой (с)
ВТЫКАЙСЯ!
РЕЛИЗЫ КИНО
Морбиус 24.03.2022
Соник 2 в кино 31.03.2022
Фантастические твари: Тайны Дамблдора 14.04.2022
Варяг 21.04.2022
Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия 05.05.2022
Топ Ган: Мэверик 26.05.2022
Черный телефон 23.06.2022
РЕЛИЗЫ ИГР
Horizon 2: Forbidden West 18.02.2022
Elden Ring 25.02.2022
GRID Legends 25.02.2022
ELEX 2 01.03.2022
Gran Turismo 7 04.03.2022
Tiny Tina's Wonderlands 25.03.2022
LEGO Star Wars: The Skywalker Saga 05.04.2022
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Рецензия на спектакль «Хармс-Я-Мы-Бог», ЦДР. Не смешивай чистоту с пустотой (с)

Юлия Замятина | 05.06.2018, 02:35
Автор раздела «Театр»
Email: uza@mail.ru

С Хармсом обычно так: он или сразу и навечно «попадает в кровь», или остаётся странным, непонятным, в лучшем случае – просто забавным автором эпохи, где каждый второй был гениальным и «слегка не в себе». Но уж если однажды зацепишься за этот хармсовский взгляд, где не понятно, черт ли там обитал или бог, за эти строчки – всё, это навсегда.

Удивительно, что до сих пор кинематографисты не ухватились всерьёз за эту историю – там же столько красок, буффонады, фарса вперемешку с трагедией и жуткий финал. Сплошные парадоксы и страшные совпадения. Хармс боялся всю жизнь крыс, голода и страдал клаустрофобией, а умер в маленькой камере Крестах. В самую страшную блокадную зиму заключённых не кормили и не хоронили – за людей это делали крысы.

Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей.

У него не было и волос, так что рыжим его называли условно.

Говорить он не мог, так как у него не было рта...

Ничего не было!

Так что непонятно, о ком идёт речь.

Уж лучше мы о нём не будем больше говорить

В России в первые десятилетия ХХ века сконцентрировалось какое-то невероятное количество не только гениев, но и талантливых провокаторов от искусства.

Это не обязательно выглядело как «пощечина общественному вкусу», но в случае с Хармсом – там случилось вообще всё. Он сам был театром, перфомансом, вызовом, мастером эпатажа и господином Абсурдом. Жил как писал или писал как жил – не похоже на других, ярко, вызывающе и, вместе с тем, беспечно. Не поймёшь порой, как и в его стихах, где заканчивался здравый смысл и начинались кураж и фантазия. И если этот градус абсурда вам близок, Хармс – горячо любим, вы, конечно же, будете искать его везде. В том числе и в театре. Ставят Хармса мало и редко. По пальцам перечесть спектакли на московской сцене. И это понятно. Сложно «попасть» в неуловимое.

«Хармс-Я-мы-Бог» – премьера в ЦДР на Беговой. Было очень интересно увидеть, что и как с Хармсом сделал Клим, с его своеобразным, глубоким и философским отношением к Слову и Литературе. Клим, как известно, категорически отказывается называть себя режиссёром – значит будем стараться избегать слов «постановка», «моноспектакль», «театральная среда» и проч.

Что же ждёт любителей Хармса, неофитов или зрителей, пришедших наугад (сомневаюсь, что такие здесь часто встречаются, но всё же)? На темную пустую сцену выходит актёр Александр Синякович и начинает...актерствовать. Увы, иначе назвать это не получается. По большому счету, тексты Хармса нанизаны один на другой, в паузах между ними гаснет свет. Впрочем, за этим и шли. За Хармсом в формате «музыкально-гимнастические картинки» можно сходить в Гоголь-центр. Здесь же хотелось глубокого погружения в текст или взлёта в хармсовский космос вместе с Синяковичем и Климом. Присоединения и, возможно, переосмысления даже. Хармс (он же Чармс, он же Шардам, он же Даниил Ювачев в конце концов) – как многоликий бог, там десять литературоведческих факультетов за всю жизнь не справятся с расшифровкой и осмыслением его чудом уцелевшего наследия.

Но Синякович ходит по сцене, отбивает босыми ногами ритм, пританцовывает. А ритм не ловится (хотя он у Хармса в каждой строчке, неважно стихи это или проза). Не звучит текст, не играет, не попадает. Никуда. Как падающие старухи – всё повисает в воздухе, болтается вместе с оторванной кукольной головой в руках у актёра. Несколько раз повторяется каждая фраза из каждого текста. Видимо, с целью достичь эффекта транса или медитации? Не случается. В хармсовском паноптикуме можно услышать интонации Кэрролла и Лира, увидеть гримасы из капричос Гойи – но никак не эти ужимки на грани фола. Примерно как у Хармса, только буквально:

Старичок чесался обеими руками. Там, где нельзя было достать обеими, старичок чесался одной, но зато быстро-быстро. И при этом быстро мигал глазами.

Синякович опускает Хармса на какой-то приземлённый и бытовой уровень, когда сам Хармс умел доводить бытовуху и обыденные вещи до абсурдности какого-то космического порядка и масштаба. И в течение всего действа не происходит никакого развития и движения мысли – всё те же повторения фраз, ухмылки и акценты на шутках «ниже пояса». Хармс, когда он не для детей, в принципе не самый веселый автор, но после «Я-Мы-Бог» становится грустно совсем – и за него, и за себя. Хочется перефразировать название в «Я бы мог». Но не смог. 


Возможно, это будет интересно тем, кто кроме «44 веселых чижей» и «Вруна» не читал у Хармса ничего. Или исследователям творчества Клима. Или поклонникам Александра Синяковича (там же, в ЦДР есть ещё Пушкин в его исполнении). У остальных есть выбор – рискнуть или достать с полки книжку. Со своим, проверенным Хармсом.

Тренер: Клим
Исполнитель: Александр Синякович
Проект «Одинокий голос человека. Служение слову – Русский Логос».
Продолжительность: 2 часа 30 минут
Место: ЦДР, Беговая

Рубрика: Мнения
Теги: Рецензия Театр theater ЦДР
  • НОВОСТИ
  • ОБЗОРЫ
  • СТАТЬИ
  • КОНТАКТЫ
{{ item.type }}
{{ item.title }}
О нас Карта сайта Реклама Пользовательское соглашение RSS