В последнее время никто даже не пытается поставить комедии Гоголя именно как комедии. То ли время такое, то ли мы «дозрели» до такого Гоголя, но, впрочем, так ли это важно. Всего лишь предупреждение тем, кто, увидев знакомое название, захочет лёгкого и весёлого вечера.
Спектакль Александра Огарёва всё-таки лёгкий, воздушный и нежный. Сразу, с первых минут, ощущаешь, как Огарёв всех героев гоголевской истории любит. Он очень бережно и мягко обращается с ними, добавляет каких-то неведомых ранее полутонов и интонаций. Как минимум, «Женитьба» в ШДИ просто красивая и утонченная. Но не стоит останавливаться на изяществе формы, в содержании тоже можно увидеть много нового и удивительного.
Режиссер разделил историю несостоявшейся женитьбы Подколёсина на пять частей. И если сразу принять во внимание, что первая называется «Медитация», то и вопросов к динамике спектакля не останется – куда спешить, когда медитируешь?! Потом будет «Левитация», потом…Но лучше сохранить это в тайне, так будет интереснее.
Медитирует, конечно же, Подколёсин (Игорь Яцко). И так он это хорошо делает, что очень хочется его осчастливить и женить. А когда появляется Агафья Тиховновна (Александрина Мерецкая), немедленно очаровывая всех женихов и зрителей, сомнений в правильности наших намерений в отношении Подколёсина не остаётся. В этих двоих, на мой взгляд, главное очарование спектакля. И вот почему. Галерея женихов – без комментариев, каждый достоин отдельного мадригала. Женские образы: тётушка, сваха и Дуняша – смотреть – не насмотреться. Велеречивый ушлый друг Илья Кочкарев и безропотный слуга Семен – хороши невероятно. Они все продуманы до жеста и взгляда, с ними-то как раз смеешься (иногда очень громко).
Но Подколёсин и Агафья Тихоновна…Неожиданные, нездешние, глубокие. И тут не до смеха, тут о чем-то совсем другом. О Женщине и Мужчине, о свободе выбора и разном представлении о счастье. Слова трудно подбираются, зато сразу в голове звучит музыка из спектакля – её написал Павел Карманов, имя которого известно всем знатокам и любителям современной музыки. Почему-то первая ассоциация с этим спектаклем – дымка, утренний летний туман (во многом благодаря и музыке тоже).
Все терзания неудавшегося жениха, и муки выбора у невесты – всё вдруг предстает в совершенно иной плоскости. И многочисленные отсылки к современности (оператор с включенной камерой, попытки «отфрендить» ненужных воздыхателей, танцы в формате LittleBig) никого никуда не переносят – это не Гоголь XXI века, а скорее мы со своим современным бэкграундом пытаемся заглянуть через плечо Николая Васильевича, в его рукописи и мысли.
Вспоминаешь вчерашнюю премьеру, и как нитка из клубка, распутывается сюжет, возникают в памяти режиссерские находки и актерские удачи. Свет, пространство, интонации – так много, оказывается, за эти три часа случилось. Много такого, о чем рассказать сложно – у Александра Огарёва часто в спектаклях визуальное и эмоциональное переплетаются так, что объяснить нельзя, надо смотреть и чувствовать.
Впрочем, про великолепные костюмы Аси Скорик сказать можно вполне определенно. Вроде бы простая идея, но давно я так не вглядывалась в каждую деталь, потому что кажется – в этих складочках продолжение текста.
Хорошая «Женитьба», не похожая на другие. И главное, в отличие от женитьбы гоголевского персонажа, весьма удачная.
Режиссер-постановщик: Александр Огарев
Художник-постановщик: Ася Скорик
Композитор: Павел Карманов
Хореограф: Анастасия Кадрулева
Хормейстер: Светлана Анистратова
Художник по свету: Тарас Михалевский
В ролях: Игорь Яцко, Андрей Харенко, Николай Гонтар, Александрина Мерецкая, Ирина Хмиль, Мария Киселёва, Дмитрий Репин, Анзори Шагидзе, Олег Малахов, Евгений Любарский, Алексей Киселёв, Мария Викторова, Светлана Анистратова, Елена Гаврилова, Ольга Пенина, Дмитрий Охрименко, Вячеслав Приходкин, Екатерина Серебринская
Место: ШДИ
Продолжительность: 3 часа