Мальчик-подросток привёл домой женщину. Немолодую. Бездомную. Лизу. Она молчит, всё время кивает и прижимает к груди плюшевого мишку. Лишь иногда Лиза произносит мистическую фразу «Ганди молчал по субботам».
Саша, или Мот (он хочет, чтобы именно так его называли), живёт в обычной семье. Мама, папа, дедушка, сестра Катя, у которой на носу чемпионат по бальным танцам, собака Карамелька. Все любят друг друга. Но внезапно отец уходит к другой женщине. Мать преображается и вскоре приводит в дом нового мужчину. Дедушка под влиянием дурных новостей на ТВ собирается на войну и «звонит» своим умершим друзьям. Катя серьёзно больна и вынуждена бросить танцы. Собака пропадает. И вроде бы все продолжают любить друг друга. Но сломалось что-то.
Мот мало разговаривает. Ему комфортно только с Лизой, которая сидит в переходе и рассматривает идущих мимо людей. Будто ищет кого-то. Мот, как тот таинственный Ганди из её фразы, сначала начинает молчать по субботам, потом еще по воскресеньям, а потом и в другие дни недели. Всё действие происходит от его лица и в основном в его голове. Его молчание в жизни сопровождается комментариями и репликами в его мыслях. Мальчик анализирует поступки своих родных: от ухода отца до маразма деда. Его волнуют мировые проблемы: от космических кораблей, бороздящих просторы вселенной и госбюджет, до нелепости лайков в соцсетях. Бурная мыслительная деятельность не прекращается даже во сне. Сложный внутренний мир подростка передан музыкой и танцами всех героев на втором плане сцены.
Молчание Мота провоцирует на откровенность его родственников и вскрывает глубокие душевные раны. Например, становится понятна боль отца от жизни, потерявшей краски. Он чувствует себя старым и никчёмным. Новый роман – попытка выбраться из этого болота. И в подтверждении на заднем плане появляется его возлюбленная Лена в купальнике как банка сгущенки с Рогачёвского комбината – папин «вкус из детства». Молчащий Мот будто протестует против несправедливости жизни. Только ей и всем вокруг на это наплевать. Всё идет своим чередом. И он, узнав тайну Лизы, повторит её путь – молчаливое сидение в подземном переходе.
Внутренний апокалипсис главного героя передан актёром Фёдором Леоновым точно. Зрителю где-то смешно, где-то горько, но всё понятно. Такой Мот есть отчасти в каждом из нас, но не каждый решится хоть как-то протестовать. Весь актёрский ансамбль жизненно передает своих героев. Сам режиссёр-постановщик Александр Огарёв ярко исполняет роль дедушки. А актриса Дарья Рублёва преображается из милой собаки Карамельки в приятную и ни в чём не виноватую разлучницу тётю Лену. Сомнения вызывает лишь образ Лизы. Понять, что эта женщина – бомж, невозможно. Чистая, милая, ухоженная. И медведь у нее белый, чистый, непотрёпанный, хотя ему уже лет 20. И непонятно, почему родные Мота от неё шарахаются. Только текст в дальнейшим расставляет всё на свои места.
Быт городской квартиры воспроизведён лаконично. Обеденный стол, где собирается вся семья, небольшой уголок-спальня Мота, удобные кресла на втором плане. Все ключевые мизансцены строятся на первом плане, куда периодически выносят стулья либо играют на пустом пространстве. Сильный текст пьесы Анастасии Букреевой и искренняя интерпретация действия актёрами передаёт обстановку без декораций.
Cпектакль «Ганди молчал по субботам» о сегодняшнем дне. Об обычном мальчике и взрослении. Об отцах и детях. О неприятии мировой несправедливости. О вполне рядовой семье и её распаде… Много актуальных тем затронуто. Это возможность взглянуть на мир глазами подростка, а родителям и их чадам лучше понять друг друга.
Режиссер: Александр Огарёв
Сценическое оформление: Елизавета Иванова
В ролях:
Ганди. Мот: Фёдор Леонов
Родитель 1: Олег Малахов
Родитель 2: Ольга Бондарева
Сестра: Алина Чернобровкина
Дедушка: Александр Огарёв
Карамелька и тётя Лена: Дарья Рублёва
Лиза: Александрина Мерецкая
Психоаналитик: Алексей Киселёв
Хмырь: Роман Колбин
Место: Школа драматического искусства
Продолжительность: 1 час