Маленький человек, способный любить и с восхищением смотреть на звезды. Задник сцены, открывающий перед нами бесконечность. По правде хорошо подобранная музыка. И… выбивающие из всей атмосферы спектакля истерики на пустом месте.
В антракте зрители шепчутся: «переигрывают!», а я пытаюсь понять, почему Владимир Туманов выбрал именно такой подход. Ведь маловероятно, что он закрыл бы глаза на искусственные реакции актеров и внезапные крики. Боль и отчаяние для меня, как для зрителя, почти всегда ассоциировались скорее с оглушающей тишиной. Надломы обычно происходят не в суете и среди громких интонаций. И все же на вопрос «почему?» ответить я себе не смогла. Ни во время антракта, ни после спектакля, ни спустя неделю после просмотра. И от этого жутко обидно – потому что мне спектакль был некомфортен именно из-за актерских работ. Это не «не верю», это скорее «не доверяю». Остальные режиссерские находки были интересны – и выбранный вариант перестановок, и в целом манера рассказа истории.
Этот спектакль – не о несчастной любви. Фантазии героя – попытка разукрасить беспросветную серость собственной жизни. Павел Фарятьев – зубной врач, немолодой и одинокий – вот и первопричина его теорий о других мирах. Мама его (и в то же время ничьей) возлюбленной, Александры, думает лишь о том, как пристроить старшенькую замуж. Здесь все средства хороши – и вот Павел уже накормлен и обласкан. А младшая дочь – словно фон, безделушка, которую можно отдать на время в другой дом. И её любовь к Фарятьеву – это попытка доказать, что и она существует, что и она – человек!
Есть категория спектаклей, которые хоть и не нравятся, но смотришь их с ощущением спокойствия внутри. Они не вызывают раздражения, отторжение, они просто текут словно река, проходят через тебя и – увы, не дотягивают до катарсиса. В таких постановках сложно разбираться после – это спектакли, которых с тобой будто и не было. Тем не менее, у зрителя есть повод их смотреть – это хорошая возможность тренировать и развивать собственную насмотренность. Делать выводы о том, какие моменты нравятся, а что кажется лишним. Вслушиваться в интонации актеров и решать для себя, почему они поступают именно так.
Но чего у этого спектакля не отнять, так это атмосферы классического театра. Среди невероятных постановок нынешнего времени посмотреть «Фантазии Фарятьева» можно хотя бы для того, чтобы окунуться в ощущение правильности и стандартности в том понимании, от которого многие зрители еще не готовы отойти.
Решение «смотреть – не смотреть» каждый из вас должен принять сам. Это обычный спектакль, который определенно имеет место быть. Вопрос заключается лишь в том, что вы ищите. В «Фантазиях Фарятьева» в театре на Фонтанке я ответов на свои вопросы не нашла. Но кто знает, может именно для вас этот спектакль окажется откровением.
Автор: Алла Соколова
Режиссёр-постановщик: Владимир Туманов
В ролях: Роман Нечаев, Наталия Дмитриева, Регина Щукина, Анастасия Тюнина, Елена Соловьева
Место: Молодежный театр на Фонтанке
Продолжительность: 3 часа с одним антрактом