Спектакль по пьесе Аллы Соколовой, которая стала известной после одноименного фильма Ильи Авербаха 1979 года, в ролях с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой. В постановке Евгения Беднякова на малой сцене Электротеатра знакомые по фильму герои имеют поистине пугающие образы. Фантазирующий стоматолог Павел Фарятьев в исполнении Дмитрия Чеботарева при первом своём появлении вводит зрителя в состояние нервного напряжения. Эти впечатления усиливают звуки стоматологического кабинета.
Бытовой линией спектакля можно назвать обычную тему сватовства и женитьбы. Но в этом произведении она далека от гоголевской трагикомедии. Фантазии Фарятьева в Электротеатре скорее близки триллерам Дэвида Линча. Зрителя не покидает ощущение ужаса. Вполне житейская история о том, что часто нас любят те, кого мы не любим, в фантазиях главного героя превращается в философское учение о нашем неземном происхождении. Его мысли сопровождаются очень мощным визуальным рядом на заднике сцены.
Невозможно не заметить в спектакле и параллелей с режимом фашистской Германии. Главная героиня, Александра, играет на пианино и рассуждает о влиянии классической музыки на воспитание детей, а на сцене Фарятьев в кожаном плаще с красной повязкой на плече, которая очень напоминает свастику, но это лишь инициалы FF. Слышен шум бормашины, периодически роль абьюзера берет на себя Александра. И здесь, как в лучших традициях Линча, герои меняются местами. И сложно понять, кто плохой, а кто хороший.
Кроме того, пространство сцены с белым кафельным полом и стенами больше напоминает стоматологический кабинет, а не квартиру, где живут люди. Но люди здесь живут, мама и сестра Александры, а у Фарятьева – его тетушка. Тема родственников и любви родных идёт в унисон с непониманием между мужчиной и женщиной. Родные Александры настоятельно рекомендуют принять его предложение. И мучают её своей заботой и разговорами на тему «а вдруг это твой последний шанс». Одинокая и больная тётя Павла Фарятьева, узнав о его намерениях жениться, практически превращается в фюрера, и душит племянника своим страхом остаться в одиночестве. С этой ролью потрясающе справляется Дарья Колпикова. Ее актёрская игра очаровывает своей смелостью, фееричностью смены градуса страсти и эмоциональности исполнения. Так же стоит отметить роль мамы, её исполняет заслуженная артистка России Наталья Павленкова. Её образ разбавляет драматичность спектакля, добавляет ноту доброго юмора и простоты. Не случайно тётя и мама здесь лишены имён, они как собирательные образы всех родных. Но если тётя часто находится на грани между комичностью и зловещим образом немецкой женщины эпохи Гитлера. То образ мамы, конечно, добрый, смешной и вызывающий много тёплых и знакомых чувств.
Конечно, нельзя обойтись без описания образа главного героя. Один из мощнейших элементов спектакля – сцена Фарятьев и наливка. Она ужасает, завораживает и впечатляет одновременно. Дмирий Чеботарев мастерски справляется с этой ролью, он придаёт классическому образу Фарятьева дополнительные характеристики, особенно в сцене с пальцами и мясорубкой: не только фантазирует, но и страдает , отправляя перемалывать свое сердце. Роль Александры исполняет Серафима Низовская, у неё очень чувственный образ, красивая женщина безнадёжно любит того, кто не любит её. Но местами и она, становится той, кто мучает того, кто любит её. Здесь речь не только о Фарятьеве, но и о её младшей сестре по имени Любовь.
На сцене то ли всевидяще, то ли иллюминатор космического корабля, то ли и совсем фотообъектив. В центре которого рано или поздно оказываемся все мы. Часто любовь одного становится пыткой для другого, и важно не перейти эту грань. Спектакль сопровождает удивительная музыка дуэта ANNEYA & INVERSIA по мотивам шубертовского «Зимнего пути».
Красивая сценография, яркие актерские образы, очень много символов времени и удивительная музыка. «Фантазии Фарятьева» - это эмоционально сильная постановка, спектакль все 2 часа держит внимание зрителя. Своеобразный психологический театральный триллер. При этом после спектакля остаётся очень приятное послевкусие, как будто оголенный зубной нерв залечили.
Автор: Алла Соколова
Режиссер: Евгений Бедняков
Исполняют:
Александра - Серафима Низовская
Павел Фарятьев - Дмитрий Чеботарёв
Мама - Наталья Павленкова
Тетя - Дарья Колпикова
Любовь - Алиса Дмитриева
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительность 2 часа с одним антрактом.